Должностные обязанности школьного психолога: зачем нужен педагог

Общие сведения

Педагогика и психология относятся к древнейшим профессиям. В Древней Греции эти две профессии получили интерпретацию. Таким образом, педагогика понималась как искусство воспитания, а психология как наука о познании души. С течением времени эти трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, отвечающий за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, чья профессия связана с этой областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище подчеркивает важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение работы специалиста.

Иллюстрация на тему Профессор-психолог: чем занимается, где может работать, какая зарплата

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с повышенным интересом к этой профессии в последние годы;
  • Способность помогать людям и быть полезным обществу;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Широкий выбор направлений деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Зарплата начинающего специалиста;
  • Эмоциональное напряжение и беспокойство за подопечных;
  • Коммерческая сфера в России не развита.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, осуществляющий контроль за социальной адаптацией обучающихся, работающий над коррекцией девиантного поведения детей и принимающий меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В обязанности педагога-психолога в школе входит ведение личных дел на учащихся, наблюдение за детьми и принятие мер по устранению проблемных ситуаций. Личные качества психолога играют важную роль в организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения – обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Цель работы педагога-психолога

Личные качества психолога должны соответствовать занимаемой им должности. Ребенок более склонен к контакту, если педагог-психолог обладает следующими качествами:

  • коммуникация;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллект;
  • оптимизм.

Не каждый может стать талантливым специалистом в этой области, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Место работы

В современных условиях на рынке труда востребованы специалисты в области педагогики и психологии. Эта профессия получает широкое распространение в различных отраслях, за исключением тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей задачей.

Получив соответствующий диплом об образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическое консультирование в школе и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинские психологические консультации.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в отделе кадров.

Иллюстрация на тему Профессор-психолог: чем занимается, где может работать, какая зарплата

По выбранным направлениям деятельности квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольные и общеобразовательные учреждения (школы, техникумы, вузы;
  • Медицинские (реабилитационные центры) и оздоровительные учреждения (детские больницы, санатории);
  • Социальные службы (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительные органы (милиция, воспитательные колонии и др.);
  • В компаниях любой сферы человеческой деятельности, где работа сотрудников предполагает наличие психологических и эмоциональных нагрузок;
  • В спецподразделениях, созданных МЧС;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и навыков в области психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одной из основополагающих характеристик, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организованность и чувство ответственности.

Не менее важно в работе такого сотрудника то, насколько человек «владеет словом». Ведь нужно донести до слушателя или студента необходимую информацию, сделав это с помощью большого словарного запаса и литературных, исторических и других примеров; убедитесь, что это становится личным убеждением слушателя. Отсюда следует, что к личностным качествам относятся:

  • Богатый словарный запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение рассуждать на примерах из известных личностей и литературных персонажей.

Также, поскольку специфика данной профессии заключается в оказании услуг людям любого возраста, социального статуса, пола и пола, специалист должен обладать следующими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитание и такт;
  • Человечность и деликатность;
  • Равновесие и спокойствие;
  • Вежливость и учтивость;
  • Общительность и умение покорить человека;
  • Благотворительность;
  • Наблюдательность и понимание;
  • Иметь дар убеждения.

Обучение

Подготовка профильных специалистов осуществляется на основе образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для зачисления на этот профиль абитуриент должен сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки на дневном отделении составляют 4 года (бакалавриат), а на заочном отделении – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования срок обучения в вузе составит 3,5 года.

Обучение по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Личность и групповая психология».
  2. «Обучение педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое обеспечение педагогического процесса».

Иллюстрация на тему Профессор-психолог: чем занимается, где может работать, какая зарплата

В процессе обучения студент изучает как общеобразовательные, так и профильные дисциплины, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социально-психологический тренинг;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Управление организацией;
  • Кадровый менеджмент;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из этого списка, студент не только получает знания по психолого-педагогическим наукам, но и изучает администрирование и управление персоналом, что расширяет круг возможностей трудоустройства.

Получить соответствующий диплом об образовании можно в следующих вузах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ — 56,8, стоимость обучения 110 тыс руб в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ — 72,12, стоимость обучения 199,6 тыс руб в год);
  • Российский Государственный Педагогический Университет. ИИ. Герцен (средний балл ЕГЭ 67,07, стоимость обучения 138,7 тыс руб в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ 62,5, стоимость обучения 108 тыс руб в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63,81, стоимость обучения 108 тыс руб в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61,73, стоимость обучения 87 тыс руб в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет. Козьма Минин (средний балл ЕГЭ 63,10, стоимость обучения 95,3 тыс руб в год).

Наконец, следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии в стране составляет 79,1%.

Заработная плата

Средняя заработная плата педагога-психолога в РФ составляет 31 000 рублей. В зависимости от региона и места работы эта цифра может меняться.

Минимальная заработная плата составляет 15,4 тысячи рублей. Максимальный заработок в месяц — более 100 тысяч рублей и выше.

Средняя заработная плата по должности представлена ​​ниже:

Иллюстрация на тему Профессор-психолог: чем занимается, где может работать, какая зарплата

Надбавки к заработной плате могут включать:

  1. Для высшего образования — 10%.
  2. За детали работы — 20%.

Преимущества профессии педагог-психолог

Настоящим и самым большим достоинством профессии педагога-психолога является чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату в этой профессиональной сфере можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги в частном порядке. На начало 2017 года среднемесячная зарплата профессора-психолога в России составляла около 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии является также то, что педагог-психолог является универсальным специалистом, который может проводить психодиагностику, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психокоррекционные мероприятия и т.д. Иными словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он легко сможет работать по другим смежным специальностям.

Использование полученных знаний для общения с родными и близкими, для улучшения личной жизни можно считать дополнительным бонусом к профессии.

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственный за свою профессию, должен быть готов к ненормированному графику работы; особенно это касается сферы деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов также играет важную роль. Следовательно, напряженный рабочий день существенно влияет на личную жизнь, иногда исключая такие вещи, как свободное время, личные интересы и т д

Особую сложность в работе педагога-психолога представляет необходимость налаживания взаимоотношений не только с учащимися учебного заведения (или работниками фирмы), но и с родителями детей (или начальством). К сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с конкретным ребенком можно только при тесном сотрудничестве с родителями. И не всегда готовы пойти навстречу и выслушать рекомендации педагога-психолога.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать эту должность только при наличии профильного высшего или среднего образования по направлению «Педагогика и психология». Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, на учителя-психолога в школе регламентируется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Мероприятия с педагогом-психологом

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечить благоприятные условия для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций у студентов.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в ней нуждаются.
  • Участие в разработке коррекционно-развивающих программ.
  • Контроль учебного процесса.
  • Консультировать педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и учебных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы учителей.

Это лишь малая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями Закона «Об образовании». Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения цели назначается перечень задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе делится на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультационное и воспитательное. Для каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечислены средства и методы, которые необходимо применить для достижения цели.

Программа работы педагога-психолога

Указаны ожидаемые результаты работы для каждой категории обучающихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями обучающихся с учетом индивидуальных особенностей семей, выявление неблагополучных неполных семей. В обязанности педагога-психолога в школе входит контроль за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительного отношения к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не владеющие знаниями в области детской психологии, не знают, как вести себя при возникновении конфликтных ситуаций. Иногда бывает так, что взрослые усугубляют ситуацию своей неадекватной реакцией или поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей через регулярные промежутки времени. В случае возникновения конфликтных ситуаций психолог должен инициировать индивидуальную работу с обучающимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На этом этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития и, в ряде случаев, степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводят в разных вариациях. Это может быть тест, мероприятие, групповое занятие и т д. Педагог-психолог обрабатывает информацию, полученную в ходе диагностики, и выделяет группу риска. В такую ​​группу могут входить дети, не имеющие друзей среди сверстников, школьники, создающие конфликтные ситуации, дети с низкой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен разработать программу коррекции имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагога должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полная коррекция девиантного поведения.

Коррекция отклонений производится индивидуально или в группе. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям лучше узнать друг друга и объединиться в единую команду. Это мероприятие проходит в игровой форме.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Коррекционная работа направлена ​​на детей, имеющих следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерное беспокойство;
  • чрезмерная застенчивость;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • трудная мысль.

Если отклонение проявляется очень резко, не поддается коррекции и при этом имеет место комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, то психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Он включает в себя комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предупредить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или учителями.

Профилактические меры могут включать следующие действия:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучать правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявлять больше интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечить состояние покоя детям, склонным к быстрой утомляемости;
  • постепенное развитие навыков самоконтроля у детей.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как в классе, так и между параллельными занятиями.

Работа психолога с родителями учащихся

При возникновении в семье ребенка ситуаций, провоцирующих отклонения, педагог-психолог обязан вступить в беседу с родителями ученика. Без комплексного подхода скорректировать девиантное поведение невозможно. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагополучных семей. Проблемные родители не всегда готовы к взаимодействию, поэтому необходимо правильно выбрать тактику общения, обозначить аргументы и перспективы эффективного сотрудничества.

Работа педагога-психолога с родителями

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать споры с ребенком. При необходимости консультации с родителями могут проводиться в индивидуальном порядке. Тактика поведения родителей не должна отличаться от поведения учителей в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность пополнить свои знания в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен нагружать родителей работой, это может оттолкнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало школьного обучения – очень важный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в обществе. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую составляют педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к школьному обучению.

На начальном этапе обучения детей задачей психолога будет адаптация ребенка в среде его сверстников и педагогов. Одаренные дети с высоким уровнем развития нуждаются в особом внимании, чтобы они не потеряли интерес к обучению. Учащиеся, испытывающие трудности в освоении школьной программы, должны получать своевременную помощь. Контроль за успеваемостью детей в школе является одной из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог замечает неадекватное поведение детей или учителей, они должны реагировать незамедлительно. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей этого возраста. Между ребенком и учителем должны быть установлены отношения доверия и сотрудничества.

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассная деятельность, в зависимости от ее специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, мониторинг общения детей. Для этого подходят командные задачи. Ребята сразу определят нескольких лидеров, которые возглавят команды.

Работа учителя-психолога в начальной школе

Если дети уже знакомы друг с другом, но между отдельными представителями класса возникают конфликтные ситуации, то целью внеурочной деятельности будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. При этом участники конфликта должны быть в одной команде. Вам нужно создать ситуацию, побуждающую детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать различные мероприятия. Они проходят в течение учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, проведенные психологом, приводится список проблемных детей и подробно описывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает имена и фамилии учащихся, с которыми проводились индивидуальные занятия.

Проведение внеклассных мероприятий

Анализ включает заключение психолога о подготовке старшеклассников к выбору профессии. Для каждого класса составляется список успеваемости, а для учащихся 4 класса составляется список профессий. Это делается, если школа предлагает классы, ориентированные на профориентацию. Также обозначены перспективы развития детей на следующий учебный год.

Этические требования к деятельности педагога-психолога

Педагог-психолог должен быть искренним со студентами, его задача найти общий язык со студентами, заинтересовать их и побудить к сотрудничеству. Важно, чтобы учитель уважал и доверял своим ученикам и в то же время внушал им доверие.

Мастер-психолог должен быть объективным и тщательно анализировать возникающие ситуации, при необходимости быстро принимать нужные решения.

Наиболее важным и достаточно сложным аспектом в деятельности педагога-психолога является его взаимодействие с детьми. Необходимым условием в работе педагога-психолога является его умение принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать его индивидуальные особенности. Воспитатель должен научиться общаться и взаимодействовать с детьми.

Помимо детей педагогу-психологу необходимо взаимодействовать с родителями. Педагог должен побуждать родителей к сотрудничеству, объяснять родителям, как они могут помочь развитию своего ребенка, помочь родителям решить психологические и социальные проблемы своих детей.

Кроме того, педагог-психолог должен уметь взаимодействовать с другими педагогами. Педагог-психолог должен помогать другим педагогам в защите прав ребенка. Также следует иметь дружеские отношения с другими членами педагогического коллектива, выработать линию сотрудничества для достижения максимально возможных результатов психолого-педагогической работы. В обязанности педагога-психолога также входит информирование других педагогов о психологических методах, званиях и т.п.

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Профессор-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог принимается на работу и освобождается от нее соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) его обязанности выполняет другой специалист, назначаемый директором учреждения.
  4. Претендент на должность профессора-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • среднее специальное образование или выше соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331КТ;
    • опыт работы в сфере преподавания от 2-х лет.
  5. Этот специалист должен разбираться в следующих вопросах:
    • изложить законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психолого-педагогических методов в различных половых, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих обследований;
    • стандарты осуществления консультационной деятельности в психолого-педагогической сфере;
    • приемы проведения индивидуальной и групповой психолого-педагогической деятельности;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения для решения проблем, выявленных студентами;
    • теоретические основы и правила практического применения психодиагностических методов;
    • способы разрешения возможных споров в сфере вашей деятельности;
    • передовые методики в области педагогики и психологии;
    • этические нормы, обязательные для соблюдения в психолого-педагогической деятельности;
    • правила документооборота;
    • структура персонала и руководства учреждения, его действующие положения;
    • правила эксплуатации оргтехники, компьютеров, сопутствующего программного обеспечения;
    • нормы санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • применимые законы;
    • профильные стандарты и правила;
    • внутренняя документация учреждения;
    • информацию в этом руководстве.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка необходимых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Следите за поведением учащихся и выявляйте причины потенциальных проблем.
  3. Оформление необходимых документов и внесение информации в базы данных учреждения, согласно профилю его деятельности.
  4. Взаимодействие со студентами в рамках научной работы.
  5. Взаимодействие с другими работниками учреждения, а также с родителями обучающихся в пределах своих функций.
  6. Участие в разработке образовательных планов учреждения.
  7. Оказывать необходимую психологическую поддержку коллегам и ученикам.
  8. Проведение консультационной деятельности со студентами по проблемам их развития.
  9. Консультировать руководство учреждения, коллег, родителей по вопросам воспитательной деятельности и ее психологической составляющей.
  10. Готовить профессиональные заключения по документам, влияющим на психолого-педагогическую сторону учреждения.
  11. Отслеживание результатов применения психолого-педагогических методов в работе со студентами.
  12. Выявление у отдельных учащихся отклонений в области психологии и педагогики, а также разработка мероприятий по коррекции этих нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий по указанным критериям.
  14. Информировать руководство о проблемных моментах, наблюдаемых в работе учреждения.
  15. Контролировать соблюдение санитарно-гигиенических норм учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Пройти профессиональную сертификацию по стандартам учебного заведения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в пределах, установленных законодательством.
  2. Неисполнение возложенных трудовых обязанностей — в пределах, установленных трудовым законодательством.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог имеет следующие права:

  1. Вносить предложения руководству по совершенствованию сферы психолого-педагогической деятельности.
  2. Участвовать во встречах, на которых обсуждаются вопросы воспитательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые необходимы для выполнения поставленных задач.
  4. Получать от своих коллег информацию и помощь, необходимые в их работе, в объеме, описанном в соответствующих документах учреждения.
  5. Ознакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Что нужно помнить при составлении инструкции

В отечественном законодательстве до сих пор отсутствуют параметры, определяющие форму и содержание должностной инструкции. В результате работодатели ориентируются на типовые инструкции, построенные на основе профессиональных стандартов и квалификационных справочников. Такие инструкции создаются в соответствии с определенными стандартами, влияющими на их форму и оформление.

Стандартная форма инструкции:

  • Общая часть.
  • Трудовые функции специалиста.
  • Ваша ответственность.
  • Ваши права.

Многие работодатели, желающие более четко определить те или иные аспекты своих взаимоотношений с работниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.

Наиболее востребованные аксессуары:

  • Условия труда.
  • Официальные связи.
  • Критерии оценки полученных результатов.

Нормы оформления требуют, чтобы инструкция содержала основные характеристики официального документа: расшифровку подписей, дату создания, реквизиты организации и т.д. Поэтому целесообразно распечатать документ на бланке организации.

Внимание! Соответствующий профессиональный стандарт может быть использован в качестве основы для составления должностной инструкции. Так, для профессии педагога-психолога может применяться профессиональный стандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 г. Рекомендации по применению этих стандартов в деловой практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 Кодекса с работы.

Общая часть

Вступительная часть, описывающая основные параметры деятельности специалиста. В нем прописываются требования к квалификации работника, его месту в структуре организации, порядок его временной замены и другие основные моменты.

Особое значение имеют навыки, которые должны быть в состоянии выполнять описанные ниже функции. Так, для педагога-психолога может быть необходимо знание методов проведения исследования, его математического анализа и т.п.

Внимание! В искусстве. 331 ТК РФ устанавливает перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимости, болезни и др.), о которых необходимо упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Ключевая часть инструкции, которая может существенно различаться в разных организациях, даже у специалистов одной профессии. Так, функции педагога-психолога могут различаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и т д.), его размера и других параметров.

Ответственность

В этом разделе в общих чертах описываются нарушения и наказания. Этот формат раздела используется потому, что конкретная ответственность работника устанавливается только после выполнения необходимых административных и юридических процедур.

Права

В этом разделе перечислены права, предоставляемые работнику работодателем. Обычно это включает в себя несколько предметов, которые похожи в одном и том же типе профессии. По желанию работодателя этот список может быть расширен. Поэтому оно может включать получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и т.п.

Должностная инструкция педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в его разработке участвуют юрист, сотрудник отдела кадров и педагогические работники. Только после его утверждения документ утверждается директором учреждения. Инструкция окончательно вступает в силу после ее подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также иными лицами, если правила документооборота требуют их подписи.

Оцените статью
Блог о юридической помощи