- Общие сведения
- Профессия педагог-психолог
- Место работы
- Важные качества
- Обучение
- Заработная плата
- Преимущества профессии педагог-психолог
- Недостатки профессии педагог-психолог
- Должностные обязанности педагога-психолога
- Программа педагога-психолога
- Психологическое просвещение
- Психологическая диагностика
- Психологическая коррекция
- Психологическая профилактика
- Работа психолога с родителями учащихся
- Работа психолога в начальной школе
- Проведение внеклассных мероприятий
- Анализ работы психолога в школе
- Этические требования к деятельности педагога-психолога
- Образец должностной инструкции педагога-психолога
- 1. Общий раздел
- 2. Обязанности
- 3. Ответственность
- 4. Права
- Что нужно помнить при составлении инструкции
- Общая часть
- Обязанности
- Ответственность
- Права
Общие сведения
Педагогика и психология относятся к древнейшим профессиям. В Древней Греции эти две профессии получили интерпретацию. Таким образом, педагогика понималась как искусство воспитания, а психология как наука о познании души. С течением времени эти трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, отвечающий за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, чья профессия связана с этой областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище подчеркивает важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение работы специалиста.
Преимущества профессии:
- Рост заработной платы в связи с повышенным интересом к этой профессии в последние годы;
- Способность помогать людям и быть полезным обществу;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Широкий выбор направлений деятельности для трудоустройства.
Недостатки профессии:
- Зарплата начинающего специалиста;
- Эмоциональное напряжение и беспокойство за подопечных;
- Коммерческая сфера в России не развита.
Профессия педагог-психолог
Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, осуществляющий контроль за социальной адаптацией обучающихся, работающий над коррекцией девиантного поведения детей и принимающий меры, направленные на профилактику психологических отклонений.
В обязанности педагога-психолога в школе входит ведение личных дел на учащихся, наблюдение за детьми и принятие мер по устранению проблемных ситуаций. Личные качества психолога играют важную роль в организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения – обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.
Личные качества психолога должны соответствовать занимаемой им должности. Ребенок более склонен к контакту, если педагог-психолог обладает следующими качествами:
- коммуникация;
- дружелюбие;
- справедливость;
- толерантность;
- современность;
- интеллект;
- оптимизм.
Не каждый может стать талантливым специалистом в этой области, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.
Место работы
В современных условиях на рынке труда востребованы специалисты в области педагогики и психологии. Эта профессия получает широкое распространение в различных отраслях, за исключением тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей задачей.
Получив соответствующий диплом об образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическое консультирование в школе и дошкольных учреждениях.
- Медицинские психологические консультации.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в отделе кадров.
По выбранным направлениям деятельности квалифицированные специалисты востребованы в:
- Дошкольные и общеобразовательные учреждения (школы, техникумы, вузы;
- Медицинские (реабилитационные центры) и оздоровительные учреждения (детские больницы, санатории);
- Социальные службы (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительные органы (милиция, воспитательные колонии и др.);
- В компаниях любой сферы человеческой деятельности, где работа сотрудников предполагает наличие психологических и эмоциональных нагрузок;
- В спецподразделениях, созданных МЧС;
- Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и навыков в области психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одной из основополагающих характеристик, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организованность и чувство ответственности.
Не менее важно в работе такого сотрудника то, насколько человек «владеет словом». Ведь нужно донести до слушателя или студента необходимую информацию, сделав это с помощью большого словарного запаса и литературных, исторических и других примеров; убедитесь, что это становится личным убеждением слушателя. Отсюда следует, что к личностным качествам относятся:
- Богатый словарный запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение рассуждать на примерах из известных личностей и литературных персонажей.
Также, поскольку специфика данной профессии заключается в оказании услуг людям любого возраста, социального статуса, пола и пола, специалист должен обладать следующими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитание и такт;
- Человечность и деликатность;
- Равновесие и спокойствие;
- Вежливость и учтивость;
- Общительность и умение покорить человека;
- Благотворительность;
- Наблюдательность и понимание;
- Иметь дар убеждения.
Обучение
Подготовка профильных специалистов осуществляется на основе образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для зачисления на этот профиль абитуриент должен сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки на дневном отделении составляют 4 года (бакалавриат), а на заочном отделении – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования срок обучения в вузе составит 3,5 года.
Обучение по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Личность и групповая психология».
- «Обучение педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое обеспечение педагогического процесса».
В процессе обучения студент изучает как общеобразовательные, так и профильные дисциплины, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социально-психологический тренинг;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Управление организацией;
- Кадровый менеджмент;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из этого списка, студент не только получает знания по психолого-педагогическим наукам, но и изучает администрирование и управление персоналом, что расширяет круг возможностей трудоустройства.
Получить соответствующий диплом об образовании можно в следующих вузах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ — 56,8, стоимость обучения 110 тыс руб в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ — 72,12, стоимость обучения 199,6 тыс руб в год);
- Российский Государственный Педагогический Университет. ИИ. Герцен (средний балл ЕГЭ 67,07, стоимость обучения 138,7 тыс руб в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ 62,5, стоимость обучения 108 тыс руб в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63,81, стоимость обучения 108 тыс руб в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61,73, стоимость обучения 87 тыс руб в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет. Козьма Минин (средний балл ЕГЭ 63,10, стоимость обучения 95,3 тыс руб в год).
Наконец, следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии в стране составляет 79,1%.
Заработная плата
Средняя заработная плата педагога-психолога в РФ составляет 31 000 рублей. В зависимости от региона и места работы эта цифра может меняться.
Минимальная заработная плата составляет 15,4 тысячи рублей. Максимальный заработок в месяц — более 100 тысяч рублей и выше.
Средняя заработная плата по должности представлена ниже:
Надбавки к заработной плате могут включать:
- Для высшего образования — 10%.
- За детали работы — 20%.
Преимущества профессии педагог-психолог
Настоящим и самым большим достоинством профессии педагога-психолога является чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату в этой профессиональной сфере можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги в частном порядке. На начало 2017 года среднемесячная зарплата профессора-психолога в России составляла около 33 тысяч рублей.
Несомненным преимуществом этой профессии является также то, что педагог-психолог является универсальным специалистом, который может проводить психодиагностику, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психокоррекционные мероприятия и т.д. Иными словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он легко сможет работать по другим смежным специальностям.
Использование полученных знаний для общения с родными и близкими, для улучшения личной жизни можно считать дополнительным бонусом к профессии.
Недостатки профессии педагог-психолог
Специалист, ответственный за свою профессию, должен быть готов к ненормированному графику работы; особенно это касается сферы деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов также играет важную роль. Следовательно, напряженный рабочий день существенно влияет на личную жизнь, иногда исключая такие вещи, как свободное время, личные интересы и т д
Особую сложность в работе педагога-психолога представляет необходимость налаживания взаимоотношений не только с учащимися учебного заведения (или работниками фирмы), но и с родителями детей (или начальством). К сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с конкретным ребенком можно только при тесном сотрудничестве с родителями. И не всегда готовы пойти навстречу и выслушать рекомендации педагога-психолога.
Должностные обязанности педагога-психолога
Специалист может занимать эту должность только при наличии профильного высшего или среднего образования по направлению «Педагогика и психология». Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, на учителя-психолога в школе регламентируется Министерством образования и науки Российской Федерации.
Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.
Перечислим основные должностные обязанности психолога:
- Обеспечить благоприятные условия для развития, обучения и социализации учащихся.
- Выявление причин возникновения проблемных ситуаций у студентов.
- Оказание психологической помощи детям, которые в ней нуждаются.
- Участие в разработке коррекционно-развивающих программ.
- Контроль учебного процесса.
- Консультировать педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
- Анализ творческих и учебных достижений детей, их успеваемости.
- Оценка эффективности работы учителей.
Это лишь малая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме специалиста на данную должность.
Программа педагога-психолога
Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями Закона «Об образовании». Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения цели назначается перечень задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.
Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе делится на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультационное и воспитательное. Для каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечислены средства и методы, которые необходимо применить для достижения цели.
Указаны ожидаемые результаты работы для каждой категории обучающихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями обучающихся с учетом индивидуальных особенностей семей, выявление неблагополучных неполных семей. В обязанности педагога-психолога в школе входит контроль за воспитанием ребенка в семье.
Психологическое просвещение
Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительного отношения к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не владеющие знаниями в области детской психологии, не знают, как вести себя при возникновении конфликтных ситуаций. Иногда бывает так, что взрослые усугубляют ситуацию своей неадекватной реакцией или поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей через регулярные промежутки времени. В случае возникновения конфликтных ситуаций психолог должен инициировать индивидуальную работу с обучающимся и его родителями.
Психологическая диагностика
На этом этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития и, в ряде случаев, степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводят в разных вариациях. Это может быть тест, мероприятие, групповое занятие и т д. Педагог-психолог обрабатывает информацию, полученную в ходе диагностики, и выделяет группу риска. В такую группу могут входить дети, не имеющие друзей среди сверстников, школьники, создающие конфликтные ситуации, дети с низкой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.
Психологическая коррекция
После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен разработать программу коррекции имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагога должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полная коррекция девиантного поведения.
Коррекция отклонений производится индивидуально или в группе. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям лучше узнать друг друга и объединиться в единую команду. Это мероприятие проходит в игровой форме.
Коррекционная работа направлена на детей, имеющих следующие отклонения от нормального поведения:
- гиперактивность;
- агрессия;
- чрезмерное беспокойство;
- чрезмерная застенчивость;
- наличие постоянного страха;
- дефицит внимания;
- плохая память;
- трудности в усвоении материала;
- трудная мысль.
Если отклонение проявляется очень резко, не поддается коррекции и при этом имеет место комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, то психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.
Психологическая профилактика
Он включает в себя комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предупредить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или учителями.
Профилактические меры могут включать следующие действия:
- доброжелательность в общении с детьми;
- обучать правильному поведению на личном примере взрослого;
- проявлять больше интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
- обеспечить состояние покоя детям, склонным к быстрой утомляемости;
- постепенное развитие навыков самоконтроля у детей.
Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как в классе, так и между параллельными занятиями.
Работа психолога с родителями учащихся
При возникновении в семье ребенка ситуаций, провоцирующих отклонения, педагог-психолог обязан вступить в беседу с родителями ученика. Без комплексного подхода скорректировать девиантное поведение невозможно. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагополучных семей. Проблемные родители не всегда готовы к взаимодействию, поэтому необходимо правильно выбрать тактику общения, обозначить аргументы и перспективы эффективного сотрудничества.
Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать споры с ребенком. При необходимости консультации с родителями могут проводиться в индивидуальном порядке. Тактика поведения родителей не должна отличаться от поведения учителей в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность пополнить свои знания в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен нагружать родителей работой, это может оттолкнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.
Работа психолога в начальной школе
Начало школьного обучения – очень важный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в обществе. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую составляют педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к школьному обучению.
На начальном этапе обучения детей задачей психолога будет адаптация ребенка в среде его сверстников и педагогов. Одаренные дети с высоким уровнем развития нуждаются в особом внимании, чтобы они не потеряли интерес к обучению. Учащиеся, испытывающие трудности в освоении школьной программы, должны получать своевременную помощь. Контроль за успеваемостью детей в школе является одной из обязанностей педагога-психолога в школе.
Если психолог замечает неадекватное поведение детей или учителей, они должны реагировать незамедлительно. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей этого возраста. Между ребенком и учителем должны быть установлены отношения доверия и сотрудничества.
Проведение внеклассных мероприятий
Внеклассная деятельность, в зависимости от ее специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, мониторинг общения детей. Для этого подходят командные задачи. Ребята сразу определят нескольких лидеров, которые возглавят команды.
Если дети уже знакомы друг с другом, но между отдельными представителями класса возникают конфликтные ситуации, то целью внеурочной деятельности будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. При этом участники конфликта должны быть в одной команде. Вам нужно создать ситуацию, побуждающую детей к сотрудничеству.
Программа педагога-психолога в школе должна включать различные мероприятия. Они проходят в течение учебного года во всех классах.
Анализ работы психолога в школе
По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, проведенные психологом, приводится список проблемных детей и подробно описывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает имена и фамилии учащихся, с которыми проводились индивидуальные занятия.
Анализ включает заключение психолога о подготовке старшеклассников к выбору профессии. Для каждого класса составляется список успеваемости, а для учащихся 4 класса составляется список профессий. Это делается, если школа предлагает классы, ориентированные на профориентацию. Также обозначены перспективы развития детей на следующий учебный год.
Этические требования к деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог должен быть искренним со студентами, его задача найти общий язык со студентами, заинтересовать их и побудить к сотрудничеству. Важно, чтобы учитель уважал и доверял своим ученикам и в то же время внушал им доверие.
Мастер-психолог должен быть объективным и тщательно анализировать возникающие ситуации, при необходимости быстро принимать нужные решения.
Наиболее важным и достаточно сложным аспектом в деятельности педагога-психолога является его взаимодействие с детьми. Необходимым условием в работе педагога-психолога является его умение принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать его индивидуальные особенности. Воспитатель должен научиться общаться и взаимодействовать с детьми.
Помимо детей педагогу-психологу необходимо взаимодействовать с родителями. Педагог должен побуждать родителей к сотрудничеству, объяснять родителям, как они могут помочь развитию своего ребенка, помочь родителям решить психологические и социальные проблемы своих детей.
Кроме того, педагог-психолог должен уметь взаимодействовать с другими педагогами. Педагог-психолог должен помогать другим педагогам в защите прав ребенка. Также следует иметь дружеские отношения с другими членами педагогического коллектива, выработать линию сотрудничества для достижения максимально возможных результатов психолого-педагогической работы. В обязанности педагога-психолога также входит информирование других педагогов о психологических методах, званиях и т.п.
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
- Профессор-психолог подчиняется директору учреждения.
- Педагог-психолог принимается на работу и освобождается от нее соответствующим приказом директора учреждения.
- На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) его обязанности выполняет другой специалист, назначаемый директором учреждения.
- Претендент на должность профессора-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
- среднее специальное образование или выше соответствующего профиля;
- соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331КТ;
- опыт работы в сфере преподавания от 2-х лет.
- Этот специалист должен разбираться в следующих вопросах:
- изложить законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
- теоретические основы психологии и педагогики;
- особенности применения психолого-педагогических методов в различных половых, возрастных, социальных группах;
- принципы проведения психолого-педагогических исследований;
- правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих обследований;
- стандарты осуществления консультационной деятельности в психолого-педагогической сфере;
- приемы проведения индивидуальной и групповой психолого-педагогической деятельности;
- правила взаимодействия с другими специалистами учреждения для решения проблем, выявленных студентами;
- теоретические основы и правила практического применения психодиагностических методов;
- способы разрешения возможных споров в сфере вашей деятельности;
- передовые методики в области педагогики и психологии;
- этические нормы, обязательные для соблюдения в психолого-педагогической деятельности;
- правила документооборота;
- структура персонала и руководства учреждения, его действующие положения;
- правила эксплуатации оргтехники, компьютеров, сопутствующего программного обеспечения;
- нормы санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
- На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
- применимые законы;
- профильные стандарты и правила;
- внутренняя документация учреждения;
- информацию в этом руководстве.
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
- Разработка необходимых программ по психолого-педагогическому направлению.
- Следите за поведением учащихся и выявляйте причины потенциальных проблем.
- Оформление необходимых документов и внесение информации в базы данных учреждения, согласно профилю его деятельности.
- Взаимодействие со студентами в рамках научной работы.
- Взаимодействие с другими работниками учреждения, а также с родителями обучающихся в пределах своих функций.
- Участие в разработке образовательных планов учреждения.
- Оказывать необходимую психологическую поддержку коллегам и ученикам.
- Проведение консультационной деятельности со студентами по проблемам их развития.
- Консультировать руководство учреждения, коллег, родителей по вопросам воспитательной деятельности и ее психологической составляющей.
- Готовить профессиональные заключения по документам, влияющим на психолого-педагогическую сторону учреждения.
- Отслеживание результатов применения психолого-педагогических методов в работе со студентами.
- Выявление у отдельных учащихся отклонений в области психологии и педагогики, а также разработка мероприятий по коррекции этих нарушений.
- Проведение психодиагностических мероприятий по указанным критериям.
- Информировать руководство о проблемных моментах, наблюдаемых в работе учреждения.
- Контролировать соблюдение санитарно-гигиенических норм учащимися в пределах своей зоны ответственности.
- Пройти профессиональную сертификацию по стандартам учебного заведения.
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
- Причинение материального ущерба работодателю — в пределах, установленных законодательством.
- Неисполнение возложенных трудовых обязанностей — в пределах, установленных трудовым законодательством.
- Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.
4. Права
Педагог-психолог имеет следующие права:
- Вносить предложения руководству по совершенствованию сферы психолого-педагогической деятельности.
- Участвовать во встречах, на которых обсуждаются вопросы воспитательной деятельности и психологического климата.
- Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые необходимы для выполнения поставленных задач.
- Получать от своих коллег информацию и помощь, необходимые в их работе, в объеме, описанном в соответствующих документах учреждения.
- Ознакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве до сих пор отсутствуют параметры, определяющие форму и содержание должностной инструкции. В результате работодатели ориентируются на типовые инструкции, построенные на основе профессиональных стандартов и квалификационных справочников. Такие инструкции создаются в соответствии с определенными стандартами, влияющими на их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Ваша ответственность.
- Ваши права.
Многие работодатели, желающие более четко определить те или иные аспекты своих взаимоотношений с работниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные аксессуары:
- Условия труда.
- Официальные связи.
- Критерии оценки полученных результатов.
Нормы оформления требуют, чтобы инструкция содержала основные характеристики официального документа: расшифровку подписей, дату создания, реквизиты организации и т.д. Поэтому целесообразно распечатать документ на бланке организации.
Внимание! Соответствующий профессиональный стандарт может быть использован в качестве основы для составления должностной инструкции. Так, для профессии педагога-психолога может применяться профессиональный стандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 г. Рекомендации по применению этих стандартов в деловой практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 Кодекса с работы.
Общая часть
Вступительная часть, описывающая основные параметры деятельности специалиста. В нем прописываются требования к квалификации работника, его месту в структуре организации, порядок его временной замены и другие основные моменты.
Особое значение имеют навыки, которые должны быть в состоянии выполнять описанные ниже функции. Так, для педагога-психолога может быть необходимо знание методов проведения исследования, его математического анализа и т.п.
Внимание! В искусстве. 331 ТК РФ устанавливает перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимости, болезни и др.), о которых необходимо упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может существенно различаться в разных организациях, даже у специалистов одной профессии. Так, функции педагога-психолога могут различаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и т д.), его размера и других параметров.
Ответственность
В этом разделе в общих чертах описываются нарушения и наказания. Этот формат раздела используется потому, что конкретная ответственность работника устанавливается только после выполнения необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе перечислены права, предоставляемые работнику работодателем. Обычно это включает в себя несколько предметов, которые похожи в одном и том же типе профессии. По желанию работодателя этот список может быть расширен. Поэтому оно может включать получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и т.п.
Должностная инструкция педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в его разработке участвуют юрист, сотрудник отдела кадров и педагогические работники. Только после его утверждения документ утверждается директором учреждения. Инструкция окончательно вступает в силу после ее подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также иными лицами, если правила документооборота требуют их подписи.