Срок административного задержания: на сколько задерживают и как составляют протокол

Глава 12 УПК. РФ: Задержание подозреваемого

Статья 91 УПК РФ. Причины задержания подозреваемого

1. Орган дознания, следователь, дознаватель вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, с назначением наказания в виде лишения свободы при наличии одного из следующих оснований:
1) при застижении этого лица при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы указывают на это лицо как на виновника преступления;
3) при обнаружении на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище явных следов преступления.

2. При наличии иных данных, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо его личность не установлена, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или следователем с согласия прокурора в суд направлено заявление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении такого лица.

Статья 92 УПК РФ задержание подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в следственный орган или к следователю в срок, не превышающий 3 часов, должен быть составлен протокол задержания, в котором указывается, что ему разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса подозреваемый.

1.1. Если защитник участвует в уголовном процессе с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время, место, причина и причины задержания подозреваемого, результаты его личного дела и иные обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. Орган дознания, следователь или следователь обязаны в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого в письменной форме сообщить прокурору о задержании.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с положениями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. Перед началом допроса подозреваемый по его просьбе встречается с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность заседания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность встречи не может быть менее 2 часов.

Статья 93 УПК РФ личный обыск подозреваемого

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

Статья 94 УПК РФ. Причины освобождения подозреваемого

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) подозрение в совершении преступления не подтвердилось;
2) отсутствие оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание осуществлено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлит срок содержания под стражей в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде ареста или продления срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается от о чем начальник места содержания под стражей подозреваемого уведомляет следственный орган или следователя, в производстве которого обнаружено уголовное дело, и прокурора.

4. При наличии судебного постановления или постановления об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в виде заключения под стражу копия этого постановления или постановления выдается в подозреваемый после освобождения.

5. При освобождении подозреваемого ему выдается удостоверение о том, кто его арестовал, дата, время, место и причина задержания, дата, время и причина освобождения, о свободе.

Статья 95 УПК РФ. Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.

2. При необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий свидания сотрудника следственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым допускаются с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которого находится дело

Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в следственный орган или следователю, имеет право на телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях извещения родственники, родственники или лица, близкие к месту их задержания и местонахождению, о чем делается отметка в протоколе задержания. Если подозреваемый отказывается от права на телефонный разговор либо в силу своей физической или психической неполноценности самостоятельно пользуется этим правом, об этом извещает дознаватель, следователь, который также указывается в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет также иных лиц, указанных в частях второй,2.1, 2.2 и 3 этой статьи о его задержании.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, входящего в состав общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия уведомляются в срок, указанный в первой части часть этой статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется Палата адвокатов Российской Федерации субъекта, членом которой он является.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, посольство или консульство этого государства уведомляется в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

4. При необходимости сохранения в тайне факта задержания в интересах предварительного следствия о мотивированном постановлении дознавателя, следователя с согласия прокурора могут не сообщаться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним, старый.

Примечание: статья 91 УПК РФ, статья 92 УПК РФ, статья 93 УПК РФ, статья 94 УПК РФ, Статья 95 УПК РФ, статья 96 УПК РФ — Статьи УПК РФ о заключении под стражу приведены в действующей редакции.

Правонарушения, наказываемые административным арестом

Среди наказаний за административные правонарушения арест является наиболее строгой формой, ограничивающей свободу личности. По условиям статьи 22 Конституции РФ арест россиянина осуществляется только на основании соответствующего решения суда.

Установление и применение ареста по статье «административный» происходит исключительно в качестве основного наказания (ст. 3.3 ч. 1 КоАП). Большинство статей КоАП (перечислены ниже), предусматривающих арест как вид наказания, содержат альтернативные (более мягкие) виды наказания.

Исключения: самовольный выезд из места извещения о задержании или уклонение от извещения о задержании — наказывается немедленным административным арестом на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 20.25); Управление автомобилем без водительских прав и в состоянии алкогольного опьянения немедленно наказывается 15 сутками ареста (статья 12.8 п. 3).

Согласно Кодексу об административных правонарушениях арест производится судьей за отдельные административные правонарушения из категории общественно опасных:

  • игнорирование родителями (законными представителями) обязательств перед несовершеннолетними — до 5 суток (статья 5.35 часть 3);
  • незаконный оборот наркотиков (в том числе психотропных веществ) — до 15 суток (ст. 6.8.);
  • употребление наркотиков (в том числе психотропных и психоактивных веществ) — до 15 суток (статья 6.9);
  • доход от проституции (т.е сутенерства) — до 15 дней (статья 6.12);
  • реклама наркотиков (в том числе психотропных и психоактивных веществ) — до 15 суток (статья 6.13 часть 2);
  • мелкое хищение (имущество не более 1000 — 2500 рублей) — до 15 суток (ст. 7.27);
  • культивирование (выращивание) наркотических (в том числе психотропных) растений — до 15 суток (статья 10.5.1);
  • действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного и подземного транспорта, — до 15 суток (ст. 11.1 ч. 1);
  • нарушение правил поведения (несоблюдение распоряжений КВС) на воздушном транспорте — до 15 суток (статья 11.17, часть 6);
  • управление транспортным средством после лишения соответствующих прав — до 15 суток (ст. 12.7 ч. 2);
  • управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и/или без соответствующих прав — до 15 суток (ст. 12.8 ч. 3);
  • непрохождение водителем транспортного средства, не имеющим (лишенным) прав управления автомобилем, медицинского освидетельствования на состояние опьянения — до 15 суток (статья 12.26 часть 2);
  • оставление места ДТП водителем, участвовавшим в нем, — до 15 суток (ст. 12.27 ч. 2);
  • игнорирование распоряжений судьи (также судебного пристава) об исполнении судебных актов — до 15 суток (статья 17.3 часть 1);
  • невыполнение законного требования военнослужащего, обеспечивающего охрану государственной границы Российской Федерации, — до 15 суток (статья 18.7);
  • неисполнение законных распоряжений сотрудником правоохранительного органа (полиции, ФСБ, госбезопасности и др.) — до 15 суток (ст. 19.3);
  • неисполнение обязанностей, установленных административным надзором в судебном порядке, — до 15 суток (статья 19.24 часть 1);
  • проявление неуважения к обществу (в том числе в сети Интернет), нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство) — до 15 суток (статья 20.1);
  • воспрепятствование деятельности объектов инфраструктуры (социальной, транспортной, жизнеобеспечения), воспрепятствование движению пешеходов и (или) транспортных средств к указанным объектам инфраструктуры во время проведения публичного мероприятия (шествия, митинга и т.п.) — до 15 суток (ст. 20.2 часть 3);
  • организация разового массового пребывания (также передвижения) в местах массового скопления граждан (не являющегося массовым мероприятием), публичные призывы к участию в разовом массовом пребывании (также передвижении) в местах общего пользования граждан с нарушением общественного порядка, санитарных правил, воспрепятствование на эксплуатацию объектов инфраструктуры и/или доступ к ним — до 30 дней (статья 20.2.2 часть 4);
  • пропаганда, публичное демонстрирование нацистской символики и (или) атрибутики (в том числе аналогичной атрибутики) либо иной запрещенной законом атрибутики и (или) символики — до 15 суток (статья 20.3 ч. 1);
  • публичное возбуждение ненависти (в том числе вражды) по признаку языка, пола, национальности, расы, отношения к религии, происхождения, социальной принадлежности, в том числе в сети Интернет — до 15 суток (статья 20.3.1);
  • игнорирование требований режима чрезвычайного положения — до 30 суток (статья 20.5);
  • незаконное приобретение, хранение, передача, сбыт, хранение или перевозка огнестрельного (гражданского) оружия и ограниченное уничтожение — до 15 суток (ст. 20.8 ч. 6);
  • блокирование транспортных коммуникаций (участие, организация) — до 15 суток (статья 20.18);
  • нахождение в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах, площадях и т.п.) в нетрезвом состоянии — 15 суток (20.21);
  • игнорирование обязанности выполнения условий административного взыскания — до 15 суток (статья 20.25);
  • воспрепятствование проведению антитеррористической операции — до 30 суток (ч. 3 ст. 20.27);
  • изготовление, распространение материалов экстремистского характера, внесенных в соответствующий федеральный перечень, — до 15 суток (статья 20.29);
  • игнорирование правил поведения зрителей во время проведения официальных спортивных соревнований — до 15 суток (статья 20.31).

Судебное санкционирование административного ареста по любой из предыдущих статей Кодекса об административных правонарушениях происходит, если иные меры наказания, соответствующие обстоятельствам дела и характеру административного правонарушения, признаются недостаточными. В большинстве случаев формат наказания в виде ареста применяется в случае неисполнения ранее наложенного уголовного наказания (статья 20.25 КоАП).

Как указано в законодательстве, целью применения ареста по делу об административном правонарушении является сдерживание как самого правонарушителя, так и других лиц от совершения штатных правонарушений административного характера (статья 3.1, часть 1, КоАП РФ).

Административный арест за нарушение ПДД

К кому не применим административный арест

Законодательством не допускается санкция ареста за правонарушения административного характера, в первую очередь, следующим лицам (ст. 3.9 ч. 2 КоАП):

  1. беременные женщины;
  2. женщины с детьми до 14 лет;
  3. преступники в возрасте до 18 лет;
  4. инвалиды (I и II группы);
  5. военнослужащие;
  6. военнообязанные, призванные на военные сборы;
  7. сотрудники правоохранительных органов (следственный комитет, пенитенциарная система, ГУВД, национальная гвардия, ОПИ, таможенные органы, гражданская пожарная служба) со специальными званиями.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 195-О суды вправе учитывать самостоятельное воспитание детей в возрасте до 14 лет отцом, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Кроме того, не подлежат аресту в порядке «административного права» водители, нарушения ПДД которых установлены техническими средствами и подлежат взысканию в соответствии с главой 12 Кодекса об административных правонарушениях. Как указано в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителем штрафа за совершение административного правонарушения, зафиксированного автоматически техническими средствами с функцией фото- и видеофиксации, не является достаточным основанием для задержания.

Порядок назначения ареста по «административке»

Нередко административному аресту лица предшествует его административное задержание, которое осуществляется в качестве меры пресечения при производстве по делам об административных правонарушениях, а также направлено на исполнение решения суда в связи с совершением административного правонарушения (ст. 27.3) часть 1 Кодекса об административных правонарушениях).

Максимальный срок административного задержания правонарушителя, в отношении которого ведется производство по «административному» делу, составляет 48 часов (ст. 27.5 ч. 2 КоАП). Срок содержания под стражей учитывается в сроке назначенного задержания (ст. 3.9 ч. 3 и ст. 32.8 ч. 3 КоАП РФ).

Отмечу, что срок административного задержания отсчитывается с момента передачи субъекта в правоохранительные органы. В случае выдачи гражданина в состоянии алкогольного опьянения срок содержания под стражей для него исчисляется с момента его протрезвления (статья 27.5, часть 4).

Протокол о правонарушении, наказуемом административным арестом, направляется на судебное рассмотрение незамедлительно, сразу после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела осуществляется в день поступления протокола и материалов о преступлении, а в отношении административно задержанных по постановлению прокурора — в течение 48 часов с момента задержания (статья 29.6 ч. 4 КоАП).

Организации, получившие определение суда об истребовании данных по делу об административном правонарушении, санкцией которого является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, то есть при наличии технической возможности выполнить запрос (ст. 26.10 КоАП РФ) правонарушения). Следует отметить, что предусмотрена ответственность за несвоевременное предоставление либо непредоставление в государственный орган законно запрашиваемой информации (статья 19.7 КоАП).

При вынесении судьей постановления о задержании правонарушителя в «административном порядке» сотрудники полиции производят его казнь немедленно (ст. 32.8 ч. 1 КоАП). Задержанный переводится в спецприемник МВД, где отбывает полный срок назначенного ареста (ст. 32.8 ч. 2 КоАП).

Условия содержания административно арестованного

Порядок отбывания наказания в виде административного ареста стандартизирован Законом № 67-ФЗ от 26.04.2013. На основании Закона № 67-ФЗ (ст. 3 ч. 3) подготовлены «Правила внутреннего распорядка» для спецприемников (далее — Правила), в которых содержатся задержанные за административные правонарушения (Приказ МИД по делам стажеров № 83 от 10.02.2014).

Лицо, задержанное по статье КоАП, имеет следующие законные права (статья 7 Закона 67-ФЗ):

  • отчет об обязанностях и правах, об условиях и порядке отбывания наказания в следственном изоляторе, а также о его изменениях;
  • для охраны (персонал);
  • вежливому обращению сотрудников спецприемника-распределителя;
  • вносить предложения, жалобы и заявления о своих законных интересах, нарушенных правах и действительности «административной системы» ареста (в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • на свиданиях с родственниками-знакомыми (см ниже);
  • на юридическую помощь (см ниже);
  • вести учет с документами, связанными с реализацией прав и законных интересов лица, отдавшего приказ о наложении ареста;
  • на охрану здоровья, в том числе на оказание первой помощи, медицинскую помощь и применение лекарственных средств, назначенных по медицинским показаниям;
  • на материальные и бытовые нужды;
  • пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими предметами и вещами, разрешенными правилами внутреннего распорядка (см ниже);
  • распоряжаться своими денежными средствами на оплату телефонных переговоров, пересылку корреспонденции, покупку продуктов питания, средств гигиены, предметов первой необходимости, печатных изданий и других товаров, разрешенных распоряжением спецприемника (см ниже);
  • для осуществления самообразования;
  • за пользование печатными изданиями и книгами, а также за пользование литературой из библиотеки спецприемника-распределителя;
  • совершать религиозные обряды, не нарушая порядка учреждения исполнения наказаний и не ущемляя права других лиц, подвергнутых административному аресту;
  • отправлять корреспонденцию (письма, телеграммы), получать ответы на запросы, а также передачи, посылки, письма и телеграммы в рамках правил внутреннего распорядка спецприемника-распределителя;
  • обеспечить постельными принадлежностями, посудой и средствами личной гигиены в соответствии с приказом специальной приемной МВД;
  • для телефонных разговоров до 15 минут в сутки (за счет задержанного);
  • к тайне переписки;
  • предоставить место для сна (индивидуальное), для ночлега (восемь часов);
  • трехразовое питание (ежедневно, бесплатно);
  • на дневную прогулку (ежедневно, продолжительность — не менее часа);
  • предоставить письменные принадлежности (бесплатно).

В соответствии со статьей 10 Закона № 67-ФЗ у административно задержанного свидание с близкими родственниками на весь период ареста, который длится один час, предусмотрено. В разделе VI Правил отмечается, что одновременно с задержанным могут видеться до двух человек, в специальном помещении и только под наблюдением сотрудников спецприемника-распределителя.

Количество свиданий с законным представителем (адвокатом) для лиц, отбывающих административный арест, не ограничивается (ст. 11 Закона № 67-ФЗ). Продолжительность встречи (свидания) с адвокатом до 2 часов. При этом наблюдение со стороны администрации осуществляется только визуально, без технических средств прослушивания.

Перечень промышленных товаров, продуктов питания и предметов первой необходимости, являющийся Приложением № 11 к вышеуказанным Правилам, разрешенных для задержанных по «администрации», содержит:

  • пищевые продукты, которые не портятся, не требуют термической обработки, не имеют срока годности (узнаваемая дата изготовления, срок годности). Все продукты питания должны быть произведены промышленным способом, в оригинальной невскрытой упаковке производителя;
  • сигареты, спички (курильщики);
  • одежда (один комплект), без бретелек, пояс и галстук. Головные уборы, сезонная обувь (металлические каблуки запрещены);
  • спортивный костюм (для мужчин — один комплект), халат (для женщин — один комплект);
  • нижнее белье (всего два комплекта);
  • носки, чулки, чулки;
  • перчатки или варежки (одна пара);
  • носовые платки;
  • домашняя или спортивная обувь (одна пара);
  • туалетные принадлежности. Мыло (жидкое, туалетное, хозяйственное), шампуни, зубная щетка, зубная паста или порошок, футляры (пластиковые) для зубных щеток и мыла, кремы, расческа и пластмассовая расческа;
  • сумочка или холщовая сумка;
  • очки, пластиковые футляры для них;
  • карманное зеркальце (если в комнате нет зеркала);
  • одноразовые или механические бритвы;
  • губка или мочалка;
  • ручка со стержнями, простой карандаш;
  • письменная бумага, ученические тетради, открытки, почтовые конверты и марки;
  • туалетная бумага;
  • предметы религиозного и культового назначения (традиционных наименований), предназначенные для индивидуального пользования (белье бывшее в употреблении, карманное). При этом сверление и резка предметов культа, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также имеющих культурно-историческую ценность, полностью запрещаются;
  • часы (карманные, наручные) не из драгоценных металлов;
  • постельное белье (комплект — наволочка, две простыни), полотенце;
  • литература (в том числе учебная, религиозная), периодические издания;
  • фотографии;
  • настольные игры.

Кроме того, женщины, находящиеся под административным арестом, могут, согласно Правилам, иметь при себе или получать по почте носовые платки, бюстгальтеры, ремни, вату, марлю, шпильки, гигиенические тампоны, косметические принадлежности, пластмассовые бигуди. А задержанным, имеющим соответствующую квалификацию медицинского работника, разрешены деревянные трости и костыли.

Административное задержание – сколько часов?

Согласно ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением следующих случаев:

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в нарушение установленного режима Государственной границы Российской Федерации и порядка пребывания на территории Российской Федерации, в совершении правонарушения административные преступления, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо с нарушением таможенных правил, при необходимости установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения, — вы можете быть подвергнуты административному задержанию на срок, не превышающий 48 часов.

2) лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, связанном с административным арестом или административным выдворением за пределы Российской Федерации в качестве одной из мер административного взыскания, может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.

В этом случае срок административного задержания лица исчисляется с момента доставки. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его выздоровления. При этом общий срок трезвости лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента явки с повинной и административного задержания такого лица не может превышать 48 часов.

Неопределенность в толковании норм КоАПа обнаружил областной суд

06.07.2018 Гражданин Б был оштрафован по ч. 3 ст. 12.9 КоАП за одну тысячу рублей. Решение женщиной не обжаловалось, оно вступило в законную силу 28 августа 2018 года. При этом 13 июля Б уплатил штраф в размере половины суммы на основании ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

09.08.2019 вновь привлечен к ответственности Б за аналогичное деяние, совершенное 08.08.2019, но по ч. 6 ст. 12.9 КоАП, то есть за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 той же статьи. В ГИБДД посчитали правонарушение рецидивным, так как предыдущее решение вступило в законную силу менее чем за год до совершения второго правонарушения. Женщина обратилась к начальнику соответствующего органа ГИБДД, но решение от 9 августа 2019 года оставили без изменения.

В обратился с жалобой в Островский районный суд Костромской области с требованием исключить признак повторения, так как со дня исполнения наложенного административного взыскания — уплаты штрафа прошло более года. 13 июля 2018 года — до дня совершения нового административного правонарушения. Суд согласился с этим доводом, деяние было переквалифицировано на ч. 3 ст. 12.9 КоАП. Он исходил из того, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию, зависит от момента завершения исполнения решения о его назначении, а не от даты вступления в законную силу этого решения.

Сотрудник ГИБДД, вынесший измененное постановление, обжаловал решение районного суда в Костромской областной суд. И он, изучив нормативную базу, пришел к выводу, что положения ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП не соответствуют Конституции. По мнению областного суда, данные правила содержат неопределенность в вопросе исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию, если административный штраф уплачен пополам до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Соответствующее обращение направлено в Конституционный Суд Российской Федерации.

КС указал на два разных и равно обоснованных толкования

Конституционный Суд указал, что в соответствии со ст. 4.6 КоАП, лицо, судимое за совершение административного правонарушения, считается подпадающим под него со дня вступления постановления в законную силу и до истечения одного года со дня окончания его исполнения. Как установлено в постановлении, КоАП позволяет однозначно определить указанный срок для случаев исполнения постановления о наложении административного штрафа лицом, привлекаемым к административной ответственности после вступления в силу настоящего Закона.

Конституционный суд уполномочил восстановить срок уплаты льготного штрафа

Однако Суд добавил, что в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП к уплате административного штрафа лицом, виновным в совершении совокупности правонарушений, предусмотренных гл. 12 настоящего Кодекса, не позднее 20 дней со дня принятия решения такой штраф может быть уплачен в размере 50 процентов от суммы наложенного штрафа. «Это новшество преследовало цель увеличить собираемость штрафов за один из самых распространенных видов административных правонарушений, побудить виновных к добровольной уплате наложенного штрафа, исключить случаи формального обжалования соответствующих решений, снизить нагрузку на полицию и судей, а также сократить количество для исполнения решений и тем самым снизить нагрузку на судебных приставов.

При этом, подчеркнул он, лица, уплатившие половину штрафа по данной норме до вступления в законную силу решения об их назначении, по смыслу ст. 4.6 КоАП может считаться подлежащим административному взысканию только после вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Они не могут быть признаны таковыми со дня исполнения постановления о наложении административного штрафа, то есть со дня их уплаты еще до вступления постановления в законную силу, считает Суд.

Он указал, что Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено немедленное — до вступления в силу соответствующего постановления — исполнение только таких мер наказания, как выговор, административный арест и административное приостановление деятельности. Немедленная уплата штрафа, несмотря на правило ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП, не предусмотрено.

Следовательно, Конституционный Суд указал, что если положения ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП в отрыве от других норм настоящего Кодекса и буквально, если штраф уплачен до вступления в законную силу решения о его назначении, срок «административного взыскания», исчисляемый со дня вступления в законную силу решение, вступившее в силу, но ограниченное одним годом с даты уплаты штрафа, должно быть менее одного года.

Если толковать эти положения во взаимосвязи со ст. 31.2 и 32.2 КоАП о порядке исполнения постановления, согласно которому оно порождает обязанность по уплате штрафа только после вступления его в силу, годовой срок должен исчисляться не ранее, чем со дня вступления в законную силу постановления, позволяющего обеспечить срок действия «административного взыскания» по делам обо всех административных правонарушениях не менее одного года, указал суд.

В то же время ограничение срока «административного взыскания» одним годом со дня уплаты штрафа больше отвечает интересам виновного, поскольку фактически сокращает срок, в течение которого совершение нового однородного правонарушения будет влекут применение ответственности, усиленной рецидивом деяния, считает Конституционный Суд. «Это означает, что такая интерпретация усилит стимулирующее действие ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ и, по сути, выступает еще одним преимуществом, наряду с возможностью уплатить штраф не полностью, а частично, для лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере дорожного движения. «, — констатировал суд. С другой стороны, добавил он.

КС пришел к выводу, что возможность двух альтернативных и в то же время обоснованных толкований ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП не соответствует принципу правовой определенности. Особенно учитывая, что термин «административная санкция» имеет принципиальное значение как в приговоре, так и в квалификации преступления, подчеркнул он. На этом основании Суд признал данные нормы несовместимыми с Конституцией, поскольку они не позволяют однозначно определить порядок исчисления срока, в течение которого лица, оплатившие административный штраф пополам до принятия решения о его наложении, в период между вступившими в законную силу считается подлежащим административному взысканию.

До внесения необходимых изменений в Кодекс об административных правонарушениях положения ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 следует понимать так, что для лиц, уплативших административный штраф в половине случаев до вступления в законную силу решения об их назначении, срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному взысканию, заканчивается по истечении одного года со дня уплаты наложенного на них административного штрафа, разрешенного ГК РФ.

При этом, подчеркнул он, законодатель вправе решить этот вопрос иным образом и не предоставлять гражданам, воспользовавшимся правом на уплату штрафа в меньшем размере, преимуществ в исчислении срока «административного взыскания» и ответственности за повторное совершение того же административного правонарушения.

Эксперты поддержали выводы Суда

Наталья Травкина, руководитель группы административно-правовой защиты компаний «Пепеляев Групп», отметила, что рассматриваемый Конституционным судом вопрос имеет большое значение: в законной силе даже в половинном размере лица считаются подлежащими административные взыскания, а преступление — совершенное повторно».

Повторность правонарушения может быть как отягчающим обстоятельством (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), так и самостоятельным квалифицирующим признаком состава административных правонарушений, которых становится все больше эксперт. «Конституционный Суд Российской Федерации на это не указывает, но в ряде случаев под совершением преступления в период, в котором лицо не было наказано, т.е совершенное впервые, понимается возможность назначения предупреждения в виде наказание (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ). То есть.

По словам юриста Правовой группы «Гречкин и партнеры» Яны Любимовой, неоднозначное толкование оспариваемых норм, установленное Конституционным судом, привело к тому, что суды получили возможность трактовать нормы Кодекса по своему усмотрению и ошибочно квалифицировать действия как нарушающие» Конституционный Суд, установив конкретный срок погашения административной ответственности правонарушителей, уплативших половину наложенного на них штрафа, поставил точку в важном вопросе о том, с какого момента лицо, уплатившее половину наложенного штрафа, на него считается освобожденным от административной ответственности», — считает эксперт.

Он указал, что, ограничив срок погашения административной ответственности одним годом со дня уплаты штрафа, Конституционный суд пошел на сторону виновных. «Установив конкретный срок освобождения от административной ответственности, суды будут правильно квалифицировать действия правонарушителей как их рецидив. Я думаю, что в связи с этим уменьшится количество людей, наказанных сверх меры», — сказала Яна Любимова.

Его коллега, юрист Grechkin & Partners Тимур Алиев, также согласился с тем, что двоякое толкование ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП, как показала практика, приводит к противоречивому толкованию положений этих норм, что создает риск неправильной квалификации правонарушения при совершении правонарушения с признаком рецидива.

В соответствии с подходом Конституционного Суда эксперт подчеркнул, что ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП не нарушает конституционных принципов и сама по себе не порождает коллизии. «Он демонстрирует практическую пользу предоставления возможности уменьшить тяжесть взыскания за административное правонарушение в сфере дорожного движения путем уплаты половины штрафа в течение двадцати дней со дня принятия решения о его наложении», — пояснил он. — Необходимо изменить арт. 4.6 КоАП: указать в качестве срока исполнения постановления в отношении ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП, окончание срока обжалования. Такая поправка устранит двусмысленность в толковании ст. Четыре.

Сроки давности при административных правонарушениях

Как смягчить административное наказание

Ввиду исключительности случаев применения наказания в виде ареста (ст. 3.9 ч. 2 КоАП) решение о назначении данного вида наказания принимается судьей после детального рассмотрения дела о правонарушении.

Учитываются и социальные характеристики правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченные штрафы, предыдущие случаи участия в «админке». И если обстоятельства дела указывают на то, что целесообразность наложения штрафа минимальна или нулевая (трудно или невозможно взыскать сумму штрафа), арест будет продолжен.

Следует отметить, что законодательные нормы не предусматривают возможности замены штрафа наказанием в виде лишения свободы, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом по делу об административном правонарушении допускается только в случае невозможности задержания нарушителя — он относится к категории лиц, не подлежащих аресту.

Как оспорить постановление о привлечении к административной ответственности

При поддержке адвоката можно обжаловать постановление об аресте за административное правонарушение, добившись его замены штрафом. Обстоятельствами, смягчающими, с точки зрения статьи 4.2 КоАП РФ, административную ответственность лица являются следующие:

  • раскаяние обидчика;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное заявление правонарушителя о совершенном административном правонарушении в орган, рассматривающий «административные» дела»;
  • содействие органу, ведущему производство по делу об административном правонарушении данного лица;
  • предотвращение административным нарушителем последствий совершенных им проступков;
  • добровольное возмещение или устранение вреда, причиненного преступлением этого лица;
  • добровольное исполнение постановления (предписания) об устранении административного правонарушения его автором до вынесения постановления (предписания.

Наконец, смягчающими обстоятельствами являются совершение административного правонарушения в состоянии аффекта (также сложное сочетание личных и семейных обстоятельств), совершение правонарушения несовершеннолетним, либо женщиной, беременной или воспитывающей несовершеннолетнего ребенка.

Последствия отбытия административного ареста

Арест по правилам КоАП не означает приобретения судимости, а неявка на работу в связи с задержанием не выступает прямым поводом для увольнения. Даже если арест продлится 30 дней, работодатель не будет платить месячную зарплату, но и не уволит.

Однако следует отметить, что отдельные обстоятельства административного правонарушения могут стать законными основаниями для увольнения провинившегося гражданина в соответствии с Трудовым кодексом. Например, если работник совершил «административную деятельность», подлежащую задержанию в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте (например, вождение автомобиля работодателя или на территории рабочего места), он будет иметь право на увольнение в судебном порядке в соответствии со статьей 81(часть 6, пункт «б»») Трудового кодекса.

Со дня вступления в законную силу постановления о взыскании административного правонарушения в течение последующих 12 месяцев лицо будет признаваться привлеченным к ответственности (статья 4.6 КоАП). А если в определенный период в один год лицо совершит административное правонарушение, аналогичное совершенному ранее (отягчающее обстоятельство), то наказание будет самым строгим (ст. 4.3, ч. 1, п. 2 КоАП).

Оцените статью
Блог о юридической помощи