Виды административных взысканий за санитарные правонарушения: ответственность за соблюдение законодательства

Правовые основы привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ

Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантина. Кроме того, Уголовный кодекс дополнен статьями о публичном распространении сведений об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, и о распространении сведений, повлекших тяжкие последствия
31 марта 2020 НовостиЧитать дальше

Санитарно-эпидемиологические нормы представляют собой совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих критерии безопасности и безвредности факторов внешней среды для человека и требования по обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Основными правовыми актами по данному вопросу являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 13 июля 2020 г., далее — Закон № 52-ФЗ). ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 (в редакции от 15 сентября 2005 г.), которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом регулировании.

В соответствии с Законом № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления и предписания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К таким актам относятся, в частности, решения начальников государственных санитарно-медицинских служб и их заместителей о госпитализации для обследования или изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о госпитализации или изоляции граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями и лица, контактировавшие с ними, лица с подозрением на такие заболевания, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а если они представляют опасность для окружающих, обязательная госпитализация или изоляция в установленном порядке (п. 1 ст. 33 Закона № 52-ФЗ).

Совокупность этих нормативных актов является правовым основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил лицом, инфицированным COVID-19.

Изменения, внесенные в ст. 236 УК РФ Законом № 100-ФЗ

С вступлением в силу Закона № 100-ФЗ положение п. 1 ст. 236 УК РФ стала выглядеть так: «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий». То есть, если лицо нарушило санитарно-эпидемиологические нормы и его действия привели или создали угрозу массового заражения, его действия фактически могут быть квалифицированы как преступление. Ключевая формулировка здесь – «угроза наступления» последствий. Это означает, что любой инфицированный COVID-19, который знал, что он инфицирован, и все же покинул больницу или место самоизоляции, может быть официально привлечен к ответственности.

Это крайне существенные изменения, так как такие угрозы, как массовое заражение людей, являются оценочными признаками преступления, и то, как их можно оценивать, является большим вопросом.

Однако Верховный Суд Российской Федерации в Ревизии № 2 от 30 апреля 2020 г по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мерами противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, предусмотрел уточнения по этим оценочным признакам. В частности, при принятии решения об отнесении заболевания (отравления) к массовому необходимо учитывать не только количество случаев, но и тяжесть заболевания. При определении степени заболевания суд вправе привлекать специалистов (например,представители органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора или надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, создавшее угрозу наступления этих последствий, может наступить только в случае, если эта угроза реальна, когда массовое заболевание не возникло только благодаря своевременным мерам, принятым органами государственной власти и самоуправления больница, медицинские работники и другие лица для предотвращения распространения заболеваний или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего настоящие правила.

Изменения коснулись и санкций ст. 236 УК РФ. Так, если раньше максимальным наказанием за совершение преступления, предусмотренного ч. 1, было ограничение свободы на срок до одного года, то теперь – лишение свободы на срок до двух лет. Максимальный штраф за совершение этого преступления также увеличился на порядок — с 80 тысяч до 700 тысяч рублей.

Изменения коснулись и части 2 этой статьи, следствием преступного деяния, согласно которой является нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее по неосторожности смерть человека. Ранее эта норма предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы до 5 лет. Поправками в статью введен более низкий порог наказания в виде лишения свободы – 3 года (максимальное наказание не изменилось). Кроме того, к санкции статьи был добавлен штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей.

Также в искусстве. 236, ч. 3, следствием правонарушения, согласно которому является нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек. Санкция по этому правилу предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Элементы состава преступления по ст. 236 УК

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ, заключается в том, что незнание правил, норм и санитарно-гигиенических норм приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как частным, так и общим: физическое лицо, вменяемое, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Что касается специального субъекта, то им может быть должностное лицо, в функции которого входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут быть отнесены не только больные, ставшие источником распространения инфекции, но и другие лица в случае несоблюдения требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Субъективная сторона преступления — это прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но с высокомерием рассчитывает на их предотвращение или не предвидит их, хотя должен был бы и мог бы.

Объектом преступления является здоровье населения. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических норм, что может выражаться в совершении активных действий (изготовление и реализация некачественных товаров, опасных для человека пищевых продуктов; нарушение научно-физиологических норм, основанных на о восстановлении в общеобразовательных учреждениях; применение вредных способов утилизации отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации при работе; сброс сточных вод на территорию охранной зоны санитарно-питьевых водопроводов; нарушение предельно допустимого допустимые концентрации химических продуктов в водоеме, используемом для проведения спортивных мероприятий и др.),а также бездействие (отсутствие обезвреживания отходов потребления; отсутствие гарантий безопасных условий труда; отсутствие выполнения ограничительных мероприятий на основании указаний главных врачей государства; обход карантинных мероприятий, изоляция и госпитализация инфекционные больные и др.).

Перед сменой арт. 236 УК РФ имел материальную структуру (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в положении статьи (массовое заболевание или опьянение людей)). После внесения поправок в статью изменился ее состав, она стала формальной: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления.
Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч. 2 ст. 236 Уголовно-административного кодекса — по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает только в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем, что предусмотрена уголовная ответственность за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее по неосторожности смерть человека, при наступлении последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 236 УК РФ. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, имели место последствия в виде причинения вреда здоровью (одного лица или нескольких), факт полностью охватывается составом данного преступления при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (наличия массового заболевания или опьянения людей либо создания угрозы наступления таких последствий не установлено).

Правоприменительная практика по новой редакции ст. 236 УК

С момента изменения ст. 236 УК РФ в апреле 2020 года и по настоящее время в СМИ периодически появляются упоминания о привлечении к уголовной ответственности граждан, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила (чаще всего это было нарушение карантина больными COVID-19 гражданами, подозрение на наличие коронавируса). Например, 9 апреля 2020 года 36-летний житель города Апатиты Мурманской области был привлечен к уголовной ответственности за нарушение карантина (ч. 1 ст. 236 УК). Мужчина вернулся из-за границы и почувствовал себя плохо, но за медицинской помощью не обращался и продолжал ходить на работу. 21 марта его госпитализировали: подтвердился коронавирус.«Действия подозреваемого привели к массовому заражению граждан коронавирусной инфекцией», — говорится в сообщении МВД, не уточняя количество зараженных.

12 апреля 2020 года МВД Якутии возбудило уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) в отношении 49-летнего жителя г. Алдан, который по возвращении в республики, получил предписание Роспотребнадзора о самоизоляции, но не выполнил его. «Мужчина посещал общественные места города Алдан и контактировал с достаточно широким кругом граждан. На данном этапе удалось их установить и изолировать в обсерватории», — сообщили в МВД. Подозреваемый был госпитализирован в инфекционное отделение центральной районной больницы.

23 апреля 2020 года в Липецке возбуждено уголовное дело по факту нарушения карантина (ч. 1 ст. 236 УК) по факту побега 62-летнего мужчины из больницы, куда он был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Инцидент произошел 19 апреля. Вскоре после этого сотрудники ППС нашли пациента и передали его машине скорой помощи для возвращения в больницу.

В январе 2021 года было возбуждено несколько уголовных дел о нарушении санитарно-эпидемиологических норм в отношении людей, зараженных коронавирусом и участвовавших в несанкционированных акциях в городах России.

Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 236 УК работает, и правоохранительные органы часто практикуют уголовное преследование по ней, особенно после внесения поправок в 2020 году.

В заключение хотелось бы указать, что если гражданин, который заразился COVID-19 или находился в контакте с таким лицом и обязан в силу решения соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе ограничения , заведомо их не соблюдает (например, зная о своем заболевании или контакте с больным, нарушает режим, посещает общественные места и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в положении ст. 1 к 3 ст. 236 УК РФ, находящиеся в причинно-следственной связи с совершенными правонарушениями в отношении эпидемиологических норм, влечет уголовную ответственность.

Санитарные нормы и правила, которые нужно соблюдать даже офисным компаниям

Санитарные нормы и правила являются обязательными стандартами для подавляющего большинства компаний. Их следует соблюдать не только в медицинских организациях, детских учреждениях, кафе и ресторанах, но и в офисах. Его выполнение курирует Роспотребнадзор, органы которого имеют право штрафовать компании и приостанавливать их деятельность.

К полномочиям Роспотребнадзора относятся плановые и внеплановые проверки соблюдения требований санитарного законодательства (правил, норм и нормативов). Плановые проверки проводятся каждые 3 года, а для внеплановых проверок необходимы уважительные причины (в том числе обращения работников об опасности для жизни и здоровья). Если водители обнаружат нарушения, они выпишут штраф. Существующие штрафы не могут нанести существенного экономического ущерба бюджету организации, но несоблюдение санитарных норм и правил часто заканчивается приостановкой деятельности компании. И эту угрозу нельзя больше игнорировать, поскольку ущерб для бизнеса становится очевидным. Однако не все санитарные нормы и правила являются обязательными; некоторые из них носят рекомендательный характер. Чтобы проверка Роспотребнадзора прошла без штрафов, необходимо сверить условия труда работников как в офисах, так и на открытых площадках, с нормами СанПиН, СП и СН. За этими аббревиатурами скрываются санитарные нормы, стандарты и положения, относящиеся к целым отраслям, отдельным категориям работников или даже рабочим инструментам.

В задачи работодателя входит организация безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Под охраной труда понимается целостная система, включающая санитарно-гигиенические мероприятия (статьи 163, 209 ТК РФ). Для обеспечения санитарного благополучия работников работодатель в своей деятельности обязан соблюдать санитарные нормы (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).

У инспекторов не будет претензий к работодателю, если он соблюдает требования санитарных правил в отношении: производственного процесса, технологического оборудования, организации рабочих мест, средств защиты работников (коллективных и индивидуальных), условия труда и отдыха, бытовое обслуживание работников (ст. 25 Закона № 52-ФЗ). При этом работодатель должен неукоснительно соблюдать только обязательные нормы и правила. Реализация рекомендуемых правил может быть отложена до более экономически выгодных времен.
Примером необязательного стандарта является пункт 2.1.3 СанПиН 2.2.0.555-96. Согласно этим правилам, желательно, чтобы женщины имели постоянную работу и работу, выполняемую свободно и в должности, допускающей смену должности по желанию. Рекомендательный характер этого стандарта очевиден.

Но в тех же правилах есть пункт 4.1.7, запрещающий беременным работать на сквозняках и в мокрой одежде. Формулировка «исключаются виды деятельности» указывает на то, что у работодателя нет выбора, а значит, работника придется перевести на другую должность, на которой этих факторов быть не должно.

За несоблюдение санитарных норм руководитель или предприятие несут административную ответственность в соответствии со статьями 6.3, 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарных норм и гигиенических нормативов, а также нарушение требований санитарных и эпидемиологические для эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). Наиболее серьезной санкцией по этим правилам является административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 дней. Штрафы относительно небольшие – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. — на компанию и от 500 рублей до 2 тысяч рублей — директору.

Если компания занимается обслуживанием населения, то по ст. 6.6 КоАП РФ штраф на компанию составит от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. — к директору.

Поскольку проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия и трудового законодательства тесно связаны, органы Роспотребнадзора часто взаимодействуют с инспекциями труда. Поэтому неудивительно, что после завершения проверки в компанию приходят другие контролеры, но уже с внеплановой проверкой. И в подавляющем большинстве случаев им не составляет труда выявить несоблюдение санитарных правил и найти недостатки в организации работы в полевых условиях. Это подтверждается решениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2014 г. № 08АП-3968/2014.

Отправлять на медосмотр всех принимаемых на работу женщин не нужно

Для женщин, несовершеннолетних и инвалидов разработаны самостоятельные санитарные нормы и правила, учитывающие психофизиологические и другие особенности таких работников. В реальности не во всех организациях работают подростки и люди с инвалидностью, хотя для них есть квоты. Они распространяются на работодателей с численностью работников 100 и более человек (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ЗФ).

Но представить компанию без женщин, наверное, невозможно. Исключение, конечно, составляют особо опасные и тяжелые виды работ, но и в шахтах есть работники бухгалтерии или медпунктов. Поэтому всем работодателям необходимо будет ознакомиться с СанПиН 2.2.0.555-96, которые касаются женского труда, независимо от сферы деятельности.

В этих правилах есть двусмысленное положение, которое позволяет контролерам предъявлять претензии к работодателям. Последних обвиняют в несоблюдении положений пункта 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96, обязывающего всех без исключения женщин проходить предварительный медицинский осмотр (перед трудоустройством). С другой стороны, это правило распространяется и на тех работников, для которых нормативными правовыми актами данная процедура не предусмотрена как обязательная. Правда, им назначено посещение только терапевта и акушера-гинеколога.

Когда проверка выявляет, что работодатель не организовал предварительные медицинские осмотры женщин, компания штрафуется и выдает предписание об устранении данного нарушения.

Привлечение к административной ответственности должно быть оспорено. По мнению Верховного Суда РФ, медицинское освидетельствование всех женщин, вне зависимости от особенностей предстоящей работы, не является обязательным, а требование работодателя о представлении медицинского заключения при заключении трудового договора является незаконным (Указ № № 308-АД14-4885 от 21 января 2015 г).

Аргументация Верховного суда была следующей. Перечень документов, предъявляемых при заключении договора, установлен ст. 65 ТК РФ. Отсутствует медицинское заключение о результатах осмотра женщин врачом общей практики и акушером-гинекологом. Необходимость предоставления дополнительных документов в связи с особенностями работы может быть предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Российская Федерация). Российская Федерация). СанПиН 2.2.0.555-96 не является нормативным актом, упомянутым в настоящем стандарте. Таким образом, Верховный Суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов.

Аналогичные доводы арбитражные суды используют при удовлетворении исков работодателей к контролерам. Кроме того, суды отмечают, что выполнение предписания об организации медицинских осмотров для всех женщин без исключения приведет к нарушению закона работодателем. Ведь при приеме на работу у вас в качестве дополнительного документа потребуют медицинские заключения работников, а это, по ч. 3 ст. 65 ТК РФ, запрещены (решения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 г. № 15АП-7662/2014, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2014 г по делу № А63 -965/2014).

От 26.11.2013 по делу № А63-5549/2013, Девятый арбитражный апелляционный суд от 22.12.2014 № 09АП-48532/2014). В этих ситуациях суды учитывали немаловажный фактор следующей работы – работу за компьютером. Этот вид деятельности, независимо от пола, обязывает работодателя организовывать предварительное медицинское освидетельствование для каждого кандидата.

Поэтому, если в функциональные возможности сотрудников входит работа за компьютером (иной вид деятельности, указанный в Перечне Минздравсоцразвития России), то соискатель (мужчина, женщина) должен быть направлен к врачам. Но нет необходимости организовывать диспансеризацию для всех женщин без исключения.

За отсутствие медкнижек у работников директору кафе грозит штраф

Некоторые санитарные нормы и правила устанавливают особенности организации труда на отдельных производствах. Другими словами, их соблюдают те работодатели, которые указаны в тех или иных совместных предприятиях и СанПиНах. Яркими примерами таких компаний являются государственные реставрационные и строительные организации.

Реставрационные организации. Контроллеры традиционно предъявляют повышенные требования к кафе, столовым, ресторанам и службам общественного питания, поскольку ни один государственный орган не хочет бороться с последствиями массовых отравлений. Поскольку от соблюдения санитарных норм руководителями таких предприятий и их работниками зависит здоровье и жизнь многих людей, для организаций общественного питания разработаны СП 2.3.6.1079-01. Они касаются водоснабжения и канализации, приема и хранения пищевых продуктов, санитарной обработки помещений, требований к личной гигиене персонала организаций.

Одним из частых нарушений, которые допускают организации общественного питания, является отсутствие у работников личных медицинских книжек или их неполное заполнение, например, отсутствие части лабораторных исследований. В совокупности с другими нарушениями это может привести к административному приостановлению деятельности работодателя.

Также поводом для проверок часто становятся жалобы жителей тех домов, в которых есть кафе и другие питейные заведения. Законность привлечения работодателей к административной ответственности за несоблюдение санитарных норм подтверждается постановлениями Свердловского областного суда от 25 февраля 2013 г по делу № 71-77/2013, от 21 июня 2013 г по делу № № 7-3765; Постановление Самарского областного суда от 27.03.2015 № 4а-182/2015.

Строительные организации. Еще одной отраслью, которой посвящены отдельные санитарные нормы, является строительство (СанПиН 2.2.3.1384-03). Особое внимание предпринимателям в этой сфере придется уделять не только строительным работам и механизмам, но и условиям труда строителей, работа которых входит в список самых травмоопасных видов деятельности. Например, на строительной площадке к санитарно-бытовым помещениям следует отнести раздевалки, душевые, умывальники, туалеты, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Кроме того, их размещают на расстоянии не менее 50 м от объектов, выделяющих вредные для здоровья пыль, пары и газы. Проходы в такие помещения должны находиться вне опасных зон.

В случае выявления контролерами отсутствия обязательных санитарно-бытовых помещений или объектов общественного питания на работодателя налагается административный штраф (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу № А27-19356/2012). В другом случае за аналогичные нарушения СанПиН 2.2.3.1384-03 компания также была оштрафована (решение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу № А56-40874/2010). И это не единственный пример судебных актов не в пользу работодателя (решения Ленинградского областного суда от 19 октября 2010 г. № 7-454/2010, Оренбургского областного суда от 6 сентября 2012 г. 2011 г в деле № А33-17675/2010).

Пожалуй, единственная возможность, которая есть у работодателя, чтобы избежать санкции, — это доказать несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности. Например, чтобы подтвердить, что вы не были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Так, такая ошибка позволит компании избежать наказания, даже несмотря на наличие состава преступления в действиях работодателя (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А75-4752/2013).

Рабочие столы в офисе нужно расставлять на расстоянии

Поскольку ни одно предприятие не может обойтись без персональных компьютеров, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 как никогда актуален для большинства работодателей. В нем подробно описаны требования к компьютерам и условия труда работающих на них работников. Указанный СанПиН подробно регламентирует допустимые уровни вибрации и шума, требования к микроклимату и освещению на рабочих местах, оснащенных ПК.

Так, по общему правилу, компьютеры следует размещать в офисах с окнами (п. 3.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если это невозможно, потребуются расчеты, подтверждающие безопасность для здоровья сотрудников и соблюдение норм дневного освещения. Окна должны быть оборудованы жалюзи, занавесками и другими средствами, препятствующими попаданию яркого света в помещение. Кроме того, сотруднику недостаточно назначить простой стул; потребуется кресло с поворотно-подъемным сиденьем и регулируемой по высоте и углам наклона спинкой (п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателей, которые игнорируют требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ожидают претензии Роспотребнадзора

На первый взгляд незначительные нарушения, такие как:

  • отсутствие подставки для ног у работника или несоблюдение дистанции между мониторами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу № А33-20692/2012, решение Верховного суда Республики Коми от 20.07.2015 в деле № 33-3476/2015);
  • несоблюдение нормативов площади помещения и количества размещаемых в нем мониторов (решение Ленинградского областного суда от 28.10.2013 № 7-819/2013);
  • несоблюдение расстояния между столами с видеомониторами (решение Мосгорсуда от 28.02.2013 по делу № 7-321);
  • неправильное размещение решеток по отношению к окнам (постановление Астраханского областного суда от 17.02.2012 по делу № 7-68/2012).

Эти нарушения не становятся единственной причиной для наложения штрафа или приостановления деятельности, а в сочетании с другими недостатками служат основанием для применения санкции.

Жара в офисе — повод уменьшить рабочий день

Санитарные нормы и правила, устанавливающие требования к параметрам производственной среды, в основном учитываются в нормах, определяющих проведение специальной оценки. Так, Приложение № 16 Методики проведения специальной оценки (утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н) регламентирует отнесение условий труда к тому или иному классу в зависимости от степени воздействия светлая среда. При этом нормативное (справочное) значение освещенности рабочей поверхности в данном приложении устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Они посвящены тематике естественного, искусственного и комбинированного освещения жилых и общественных зданий.

Поэтому данная категория санитарных норм и правил используется организациями, которые проводят специальные оценки при проведении исследований и измерений вредных факторов производства.

Однако проведение специальной оценки условий труда или аттестации (до 01.01.2014) не помешает органу Роспотребнадзора провести дополнительную проверку рабочих мест сотрудников. Руководители могут проводить дополнительные лабораторные исследования факторов производства (воздух, температура, влажность, вибрация и др.) на рабочем месте и в случае превышения норм привлекать к ответственности работодателя.
В большинстве случаев нарушения, в том числе превышение предельно допустимого уровня температуры воздуха в помещениях, выявляются в ходе плановых выездных проверок (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 № 09АП-20308/2013, Седьмого арбитражного суда г. Обращение от 25.09.2013 в процессе №8077/2013). Но аналогичный риск существует и при внеплановых выездных проверках, например, по жалобам сотрудников на неудовлетворительные параметры микроклимата. Если после такого обращения инспекторы выявят несоответствие СанПиН 2.2.4.548-96 (микроклимат производственных помещений), то выпишут штраф и предписание (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 11). 09АП-7823/2014).

Что касается высоких и низких температур на рабочем месте, то нужно помнить о нормах, прописанных в СанПиН 2.2.4.548-96. Смысл санитарных правил таков: если на рабочем месте слишком жарко или слишком холодно, то продолжительность работы необходимо сократить. Кроме того, с учетом трудового законодательства работник имеет право на доплату, хотя и меньшего размера по сравнению с обычным окладом.
Вне зависимости от времени года сотрудники на рабочих местах должны обеспечивать комфортный уровень температуры. В зависимости от трудовой деятельности той или иной должности у работника будет свой стандарт. О том, сколько он может работать при определенной температуре, написано в приложении 3 СанПиН 2.2.4.548-96. Например, в офисе допустимо работать не более одного часа в день, если температура в офисе +32,5˚С. Температурный предел снижается до +30,5˚С, если сотрудник сталкивается со значительными физическими нагрузками.

Некоторая судебная практика показывает, что суды применяют температурные нормы Приложения 3 (как для горячей, так и для холодной) как обязательные, несмотря на упоминание в СанПиН 2.2.4.548-96 о рекомендуемом характере таблиц (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда) от 17 августа 2011 г. № 15АП-7524/2011, определение Смоленского областного суда от 22 мая 2012 г. № 33-1527). Поэтому в случае возникновения спорной ситуации работник имеет возможность обосновать досрочный уход с работы в особо жаркие дни, разумеется, при условии подтверждения превышения температурных норм санитарных правил.

На наш взгляд, сокращение рабочего времени в данном случае следует считать простым по причинам, не зависящим от сторон (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Именно такая позиция выражена Минздравсоцразвития России в информации от 06.08.2010. Спорным является мнение о том, что простои в связи с жарой происходят по вине работодателя и оплачиваются в размере 2/3 средней заработной платы. Например, при всем желании работодателя он не в состоянии понизить температуру окружающего воздуха для комфортной работы монтажников или заправщиков, а значит, в остановках не виновато ответственное лицо компании.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда (ОТ) возлагается на работников и (или) работодателей в случае нарушения ими своих обязанностей по вопросам ОТ.

ВАЖНЫЙ! Обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 ТК РФ, а рабочие — в ст. 214 ТК РФ.

Виды такой ответственности предусмотрены трудовым законодательством (ст. 419 ТК РФ):

  • дисциплинарный;
  • материал;
  • гражданский закон;
  • административный;
  • преступник.

Дисциплинарная ответственность возлагается работодателем на своих работников в случае невыполнения ими требований, установленных в ОТ. В зависимости от тяжести проступка и его обстоятельств работодатель вправе объявить нарушителю выговор или выговор, а в отдельных случаях уволить его (ст. 192 ТК РФ).

Как наказать за дисциплинарный проступок, вы узнаете из материала «Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности: образец и форма».

Наступление материальной ответственности возможно, если в результате нарушений работником требований охраны труда имуществу предприятия причинен прямой реальный ущерб (ст. 238 ТК РФ).

Нюансы оформления «существенных» вопросов в компании — в издании 2020 г.» — образца 2019 г. «Положения об ответственности работников .

Гражданско-правовая ответственность может возникнуть у должностного лица, не исполнившего свои обязанности в отношении своего работника, в результате чего последнему причинен моральный вред. В этом случае возмещение вреда выплачивается деньгами в оговоренных размерах или в размере, определяемом судом (ст. 151 ГК РФ).

КоАП о размерах штрафов

К нарушителям требований ОТ могут быть применены санкции по ст. 5.27.1 или 19.5 КоАП.

Размер штрафов, предусмотренных ст. 5.27.1 КоАП различаются в зависимости от состава правонарушения (их четыре) и для организаций может достигать 150 000 рублей, а при повторном нарушении — до 200 000 рублей. Возможна приостановка деятельности.

Страница 23 Статья 19.5 КоАП РФ устанавливает санкции за несоблюдение в установленные сроки законного распоряжения представителя контролирующих органов о соблюдении трудового законодательства (в том числе о соблюдении требований охраны труда):

  • 30 000–50 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 100 000–200 000 руб для юридических лиц.

Помимо указанных денежных сумм, начальник или иное должностное лицо, совершившее указанное нарушение, также может быть лишен должности — п. 23 ст. 19.5 КоАП предусматривает возможность их дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Указанной статьей предусмотрены персональные санкции в отдельных сферах деятельности: за несоблюдение правил безопасности гидротехнических сооружений, при использовании атомной энергии или правил пожарной безопасности. За повторные наказания за аналогичные нарушения предусмотрены и более серьезные штрафы.

Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ

Последствия нарушений требований ОТ могут грозить привлечением к наиболее тяжкому из указанных в первом разделе видов ответственности: уголовной.

ВАЖНЫЙ! Уголовное наказание за нарушение требований ВЗ предусмотрено ст. 143 УК РФ.

Указанная статья устанавливает только материальное наказание для лиц, на которых возложены обязанности по их исполнению, — штраф в размере до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев. Возникает в результате нарушений правил охраны труда, в результате которых здоровью работника нанесен серьезный ущерб.

При таких последствиях для трудоспособности и здоровья работника возможны не только материальные санкции, но и иные не менее тяжкие виды наказания. Они могут включать:

  • обязательные работы (от 180 до 240 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 1 года);
  • лишение свободы (до 1 года) с лишением права занимать определенные должности (или без такового).

Если с нарушением требований ОТ допущена противоправная смерть человека, то увеличиваются сроки уголовной ответственности:

  • принудительные работы (до 4 лет);
  • лишение свободы (до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности до 3 лет (или без такового).

Если число потерпевших равно или больше двух, условия наказания следующие:

  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы (до 5 лет) с лишением права занимать определенные должности до 3 лет (или без такового).
Оцените статью
Блог о юридической помощи