- Общие сведения
- Основные понятия
- Нормативная база КоАП
- Отличия зимней резины от летней
- Отличия компаунда летних и зимних шин
- Отличия рисунка протектора летней и зимней резины
- Как законодательство регулирует разность шин
- Разная резина на передней и задней оси
- Разная резина на одной оси
- Правила для разных случаев
- Шипованная и нешипованная
- Зимняя и летняя
- Разных производителей и моделей
- Разных размеров
- С разным рисунком протектора
- С разным износом протектора
- Камерные и бескамерные
- Высота протектора
- Запасное колесо
- Остальные запреты для шин и колёс
- За что налагается штраф
- За летнюю резину хотят штрафовать
- Когда переходить на зимнюю резину по закону?
- По градусу или по дате?
- Что предпочитают обувать зимой?
- Требования к зимней резине
- Какая маркировка должна быть на шинах?
- Можно ли сэкономить?
- Чем опасна зимняя резина летом
- Как ездить правильно
- Какой штраф за резину в 2022 году?
- Так сколько штраф?
- А точно нет штрафа за нарушение Техрегламента?
- Про аннулирование регистрации
- Грозит ли штраф за лысую резину?
- Если на шипованной резине вылетели шипы
- Про знак «Шипы»
- Если автомобиль грузовой?
- Как хранить колеса?
- Инструкция по самостоятельной замене шин
- Советы по переобувке и эксплуатации
- Схема перестановки колес при переобувке
Общие сведения
Причиной многих дорожно-транспортных происшествий часто являются шины, не соответствующие сезону. Почему стоит выбрать правильный продукт?
Летние шины отличаются от зимних по нескольким параметрам, например:
- различный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобилю нужна шина, которая не тает на дороге. При этом в мороз и гололед резина не должна промерзать, иначе на холодном асфальте она лопнет;
- зимняя резина имеет липучки, шипы и прочие «фишки», повышающие надежность удержания дороги. Но в неподходящих погодных условиях они больше мешают, чем помогают;
- другой рисунок протектора. В жаркое время года с глубоким рельефом изделия непросто справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодное время года, наоборот, необходимо для безопасного передвижения.
При неподходящих условиях шины быстро теряют свои качественные характеристики и становятся непригодными для дальнейшего использования. Летняя езда на нешипованных зимних шинах приведет к тому, что шина расплавится уже через несколько километров.
Основные понятия
Есть некоторые термины, которые знает каждый автовладелец, например:
- протектор (в переводе с латыни «Защитник») — технический элемент шины, предохраняющий ее от проколов и придающий ей лучшее сцепление с дорогой;
- шина — «обувь» автомобиля, то есть покрышка. Толстый круг из специальных резиновых масс и ткани, используемый в камере;
- штраф — взыскание денег за нарушение;
- предупреждение является административной профилактикой, целью которой является предотвращение повторения опасной ситуации на дороге;
- КоАП РФ (КоАП) — правовой документ, регулирующий условия наказания по делам неуголовного характера.
Нормативная база КоАП
Все административные правонарушения, связанные с дорожным движением, описаны в главе 12 настоящего Кодекса.
А вот основаниями для наложения штрафов за несезонные шины являются статьи Таможенного союза, которые штрафуют владельцев за:
- зимние шины с глубиной протектора от 4 мм используются в межсезонье, то есть с мая по сентябрь;
- летняя резина устанавливается на автомобили в холодное время года (декабрь-февраль);
- за разные комплекты шин, которые находятся на одном автомобиле, штраф не взимается. За исключением случаев, когда шипованные и нешипованные шины используются вместе.
Кроме того, статья 12.5 того же кодекса предусматривает штрафы для водителей за изношенные шины, протектор которых имеет высоту менее 1,6 мм. Впервые выписывается минимальный штраф в размере 500 рублей. В случае повторной остановки автомобиля с таким нарушением размер штрафа будет увеличиваться. В такой ситуации автовладельцу лучше не упорствовать, иначе суд лишит его водительских прав.
Важно! Ежегодно автомобиль проходит технический осмотр, где обнаруживаются имеющиеся несоответствия. Поэтому никакого исправления нарушений выявлено не будет в любом случае.
Отличия зимней резины от летней
Основным элементом зимней резины считается грязь, снег и лед, где она должна показывать лучшее сцепление с дорогой и в то же время не дубеть в холодную погоду. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины.
Понять, что перед вами зимняя резина, вам поможет специальная маркировка. Эти шины имеют маркировку «M+S» (или «M&S»), чтобы указать, что их можно использовать на снегу и в грязи. Такая же маркировка есть и на всесезонных шинах, но в ней нет еще одного элемента: пиктограммы в виде снежинки на фоне горы. Последнее говорит о том, что шины подходят для использования в холодных и суровых зимних условиях.
Отличия компаунда летних и зимних шин
При производстве сезонных шин используются разные резиновые смеси. В состав летней резины входят те частицы, которые позволяют ей сохранять работоспособность при эксплуатации в плюсовых температурах до +50-55 градусов. Зимние шины имеют другой состав. Он предназначен для эксплуатации в отдельной климатической зоне с температурой воздуха в пределах от +5-0 градусов до -45 градусов.
Отличия рисунка протектора летней и зимней резины
Летом автомобили ездят преимущественно по хорошим дорогам с твердым покрытием, а значит, развивают более высокую скорость. При этом шины должны отвечать не только требованиям безопасности, но и обеспечивать комфортную езду, минимальный расход топлива и хорошую маневренность. У зимних шин несколько иная задача. Эти шины должны справляться с быстрым удалением воды, снежной каши и грязи, хорошо тормозить на скользком покрытии. По этой причине зимние шины имеют достаточно глубокий протектор с более крупными блоками и более внушительным количеством канавок, которые зачастую разнонаправлены. Также на такие покрышки можно установить металлические шипы. Они обеспечивают лучшее сцепление со льдом и утрамбованным снегом. Летом,гвозди не только не нужны, но и опасны для водителя. Использование шипованных шин негативно сказывается на качестве асфальтового покрытия. По этой причине протектор летних шин не может быть шипован, сами блоки имеют меньший размер, а количество канавок значительно уменьшено.
Как законодательство регулирует разность шин
Законодательно требования к шинам на одну ось прописаны в двух нормативных правовых актах:
- Правила дорожного движения и список неисправностей
- Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств
Разная резина на передней и задней оси
По закону не запрещено ставить разные шины на разные оси.
Но с точки зрения безопасности это может омрачать тот факт, что:
- с разным рисунком протектора на одноколесном (переднеприводном или заднеприводном) автомобиле передние колеса будут слетать, а задние – буксовать (например, на мокрой дороге)
- на полноприводном автомобиле управляемость будет ухудшаться, если рисунок протектора колес разный, вне зависимости от того, какая ось и как они установлены попарно.
Разная резина на одной оси
Установка разных шин на одну ось будет означать, что водитель нарушил требования пункта 5.5 ПДД РФ и подверг опасности себя и окружающих: нарушил «Технический регламент о безопасности движения транспортных средств».
Согласно КоАП РФ штраф за разные шины составляет 500 рублей (но может быть вынесено только предупреждение).
Правила для разных случаев
Могу ли я путешествовать с другими шинами?
Спойлеры — нет.
Шипованная и нешипованная
По закону шипованная и нешипованная резина не может быть поставлена на одну ось одновременно, но весь автомобиль должен иметь только один тип резины.
Почему?
Дорожная устойчивость шипованной и нешипованной резины существенно различается – занос неизбежен.
Зимняя и летняя
Шины для разных сезонов («морозостойкие и неморозостойкие» — ПДД) также обеспечивают разное сцепление с дорогой, но в отличие от (без) шипованных шин их можно устанавливать одновременно, но всегда попарно на оси спереди и сзади автомобиля машина..
Запрет на использование многосезонных шин на одной оси распространяется не только на зимние и летние, но и на всесезонные шины.
Когда речь идет о зимней резине, мы имеем в виду липучки, а не шипованные шины. Шипованную резину ни в коем случае нельзя комбинировать с другими!
Если водитель решает использовать летнюю и зимнюю резину одновременно, автомобиль должен быть оснащен летней резиной на передней оси и зимней резиной на задней.
Почему?
С небольшим сцеплением (например, в дождь) легче выровнять занос с гарнитурой.
Технический регламент по безопасности колесных транспортных средств в этом вопросе более категоричен и в своем пункте 5.5 требует резину одинаковой сезонности на всех колесах.
Но приоритетом для водителей являются Правила дорожного движения РФ и за разную резину на колесах, руководствуясь ими, будет выписываться штраф.
Разных производителей и моделей
Здесь все просто, вернее, сложно. Сложно в разных модельных рядах, а тем более у разных производителей подобрать покрышки с одинаковым сцеплением.
Поэтому в ПДД отдельно прописан запрет ставить на одну ось шины разных моделей, а значит, разных производителей.
Почему?
Даже новые шины разных моделей имеют разное сцепление, поэтому использование разных шин на одной оси запрещено.
Разных размеров
На разные оси можно поставить колеса разного размера, но на практике это используется только производителями шоу-каров.
Почему?
Очевидно, что перекошенный автомобиль будет плохо управляться.
С разным рисунком протектора
Запрет был продиктован теми же аргументами, что и для разных производителей и моделей.
На него можно поставить одну ось, но если поставить разные, то это означает «езда на разных шинах на разных колесах».
Почему?
Другой рисунок автоматически обеспечивает другое сцепление и поведение при аквапланировании.
С разным износом протектора
Почему?
«Лысые» шины явно более «скользкие», чем новые.
Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм для зимних шин и 1,6 мм для летних шин.
Камерные и бескамерные
Разрешается ставить бескамерные шины на одну ось, а бескамерные шины на другую, причем не важно, какая это ось, задняя или передняя. Здесь допускается использование разных шин на осях в любом порядке.
Но нельзя ставить разные колеса на одну ось.
Почему?
- Разный вес камерных и бескамерных шин заставит машину катиться.
- Разная чувствительность к перегреву — разный риск поломки камеры — вероятность того, что машина перевернется в дороге.
Высота протектора
Уже более 4 лет утверждены стандарты, регламентирующие даже высоту следа. Например, протектор летних шин должен быть не менее 1,6 мм. (большинство водителей это знают), но протектор зимней резины должен быть не менее 4 мм (нововведение действует с 2015 года). При нарушении этих правил денежный штраф составит 500 рублей.
Запасное колесо
Что делать, если вам нужно использовать «запасной»? Они все равно выпишут талон на разные шины? Можно ли ездить с другими шинами, если вы едете с запасным колесом?
- Вы можете взять с собой колесо с любым типом резины; Пока он не установлен в автомобиле, это не нарушение ПДД.
- Если вам удастся убедить инспектора ГИБДД, что вы идете в шиномонтаж (и показать ему спущенную шину с «правильной» резиной), то, скорее всего, он ограничится предупреждением.
- Идеальное решение – включить сигнализацию и ехать на СТО со скоростью 50 км/ч.
Остальные запреты для шин и колёс
По правилам дорожного движения также нельзя:
- Ездить с поврежденной шиной (если виден корд или оторвался протектор).
- Размер шин и грузоподъемность не соответствуют конструкции автомобиля.
- Диски имеют сколы или отсутствуют крепления.
Официальное приложение
проверить штрафы ГИБДД 12.5.1
В настоящее время нет штрафа за отсутствие зимней резины, но есть дополнительные инструкции по замене летней резины на зимнюю (с сентября по ноябрь, в зависимости от погодных условий). В 2019 году за использование летних или всесезонных шин в зимние месяцы штраф не взимается
Но есть штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Этот штраф может быть наложен на водителя, использующего зимние шины (с маркировкой M+S и т.п.), которые имеют глубину протектора менее 4 мм в наиболее изношенном месте. Отметим, что штраф налагается только при движении автомобиля по обледенелому или заснеженному дорожному покрытию.
За что налагается штраф
Согласно ПДД, автомобиль будет считаться неисправным, если на одну ось одновременно будут установлены колеса с шинами:
- различные размеры
- разное устройство (камера с бескамеркой, радиальная с диагональю)
- новые и отремонтированные (с «приваренным» верхним слоем)
- с разным рисунком протектора
- с разной высотой рисунка
- «зима и лето»
- шипованные и не шипованные
За управление таким транспортным средством будет выписан штраф за разные колеса на осях.
За летнюю резину хотят штрафовать
Пресс-служба Московской ГИБДД обратилась к автовладельцам с просьбой «позаботиться о проверке технической ремонтопригодности своих автомобилей и зимних шин, определить их пригодность к эксплуатации».
С человечком и без молотка: какие нововведения ждут автомобилистов Новые правила движения по дорогам, штрафы и необычные светофоры: что нужно знать водителям
Пока агентство может лишь дать рекомендации по смене шин, ориентируясь на прогноз погоды. Однако недавно МВД предложило ввести штраф за использование летней резины зимой и зимней резины летом. Если законопроект будет принят, штраф составит 500 рублей. В документе также содержится примечание о том, что по решению органов исполнительной власти сроки определения зимнего и летнего периодов могут быть продлены.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Учитывать пункт 5.5 приложения 8 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
5.5. Запрещается эксплуатация автомобилей, оснащенных нескользящими шипованными шинами, в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатировать транспортные средства категорий М1 и Н1, не оснащенные зимними шинами, соответствующими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на все колеса этих автомобилей.
Законодательством государства-члена Евразийского экономического союза может быть установлен срок, отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта, в отношении климато-географических факторов, характерных для государств-членов Евразийского экономического союза.
Итак, что можно понять из этого абзаца:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование распространяется на все автомобили.
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешено использовать только зимние шины. На автомобиль можно поставить шипованную и нешипованную резину. Главное, чтобы были отмечены «M+S», «M&S» или «M S» и соответствующий узор (на картинке слева). Требование распространяется только на транспортные средства категории В (легковые автомобили М1 и грузовые автомобили Н1). С 11 ноября 2018 года ограничение не распространяется на другие транспортные средства.
- Сроки действия запрета могут быть только увеличены законодательным органом любого уровня (федерального, регионального) и не могут быть уменьшены. Например, в вашем регионе шипованные шины могут быть запрещены с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут сократить срок запрета, то есть с июня по август автомобили всех регионов не должны использовать шипы.
Таким образом, существуют следующие интервалы использования автомобильной резины:
- Летние шины (без маркировки M+S и т.п.) можно использовать с марта по ноябрь.
- Шипованную зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.д.) можно использовать с сентября по май.
- Нешипованные зимние шины (с маркировкой M+S и т.п.) можно использовать круглый год.
Рассмотрим таблицу со сроками возможного использования каучука в течение года:
Лето | Зимний шипованный | Нешипованная зима | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Поэтому, если у вас летняя резина (без маркировки) и зимняя резина с шипами, то менять их следует осенью, то есть с сентября по ноябрь.
Обратная замена шин должна производиться в течение весны, то есть с марта по май.
По градусу или по дате?
На практике многие ориентируются только на объявления ГИБДД, рассказала «Известиям» преподаватель автоспорта международного класса Татьяна Елисеева. Обувь она советует менять при среднесуточной температуре воздуха +5 градусов. Для средней полосы это обычно середина октября.
Автогонщик и автор книг о секретах вождения автомобиля Михаил Горбачев рассказал «Известиям», что в Москве лучше переобуваться в машине около 1 ноября, вне зависимости от погоды.
«Утром асфальт очень холодный, на некоторых путепроводах, на мостах может быть гололед, иней. За счет того, что еще 2-3 недели будете ездить по асфальту на зимней резине, ничего не изменится, износ будет минимальный. Но достаточно одного неожиданного снегопада, и вы становитесь главным героем драмы «День котельщика», — поделился своим опытом Горбачев.
Бывший гонщик Формулы-1 Сергей Сироткин советует ориентироваться не на конкретную дату, а на погоду. Не ждите, пока выпадет снег, говорит он.
«При понижении температуры ниже 3-5°С летняя резина перестает работать; скажем, они становятся жесткими. Понятно, что разные составы от разных производителей проявляют себя немного по-разному, но тем не менее такая тенденция есть. Резина портится при затвердевании: при некоторых ударах возникают микротрещины. Поэтому, когда температура постоянно опускается ниже 5 градусов днем и 0 ночью, можно смело менять шины», — рассказал «Известиям» Сироткин.
Эксперт авторевю Олег Расстегаев считает, что необходимо переобуваться, когда в прогнозе погоды появляются отрицательные ночные температуры.
Что предпочитают обувать зимой?
Согласно опросу, проведенному российским сайтом по продаже автомобилей «Авто.ру», подавляющее большинство российских водителей предпочитают шипованные шины фрикционным; такой ответ дали 65% опрошенных. При этом аргументы в споре о том, что лучше — шипы или липучки — еще не исчерпаны.
«Если вы ездите один по городу, то вам подойдут нешипованные фрикционные шины. Желательно хорошего бренда. Если вы часто ездите за город, лучше брать шипованную резину. Все рассказы о том, что они плохо тормозят на асфальте — бред. В этом они минимально отличаются от тех, у кого нет гвоздей», — сказал Михаил Горбачев.
Олег Растегаев считает, что нужно ориентироваться на навыки вождения. Если водитель не уверен в своих силах, лучше взять гвозди.
«Выбирать фрикционные шины можно, если вы уверены в своих силах, осознаете, что они не обладают лучшим сцеплением на льду, но готовы с этим мириться ради более комфортной и тихой езды», — резюмировал эксперт Авторевю».
Михаил Горбачев обратил внимание на то, что существует два типа фрикционных шин: европейские, предназначенные для холодного асфальта, и скандинавские, хорошо зарекомендовавшие себя на льду и снегу. Отличить их можно по краю покрышки — у скандинавской покрышки острый борт. На европейских шинах — гладкая боковина, как на летней резине.
А как насчет всесезонных шин, которые можно использовать круглый год? Это очень компромиссный вариант, считает Сергей Сироткин.
«Если мы говорим о срочной необходимости копить деньги и можно предположить, что непогоды зимой не будет, то да, почему бы и нет. Вообще говоря, мы теряем сцепление на всех покрытиях: на сухих дорогах, на мокрой дороге, со снегом», — отметил Сироткин, добавив, что на всех режимах движения всесезонные шины будут проигрывать летней или зимней резине.
Требования к зимней резине
Собственно, что такое зимняя резина? Существует множество нормативной документации, описывающей глубину протектора, принцип работы канавок и многое другое. Однако любой инспектор, в т.ч и на дороге, не станет вникать в технологические характеристики, а будет пользоваться стандартной маркировкой зимней резины.
Какая маркировка должна быть на шинах?
Зимними считаются колеса с двумя типами маркировки:
- Письмо. Один из следующих вариантов: «MS», «M+S» или «M&S».
- Графика. Стандартная пиктограмма в виде горы с тремя вершинами и снежинкой внутри.
Именно по этим признакам будет определяться нарушение при отсутствии зимней резины.
Можно ли сэкономить?
Холодный расчет: как не замерзнуть с машиной Нужно ли готовить машину к грядущей зиме и что делать в первую очередь
Если ориентироваться на тесты шин «Авторевю» и «Тестовый мир», то в основном лидируют продукты Michelin, Pirelli, Continental и Nokian. Тем не менее, лидеры должны будут установить надлежащий бюджет.
«Финские зимние шины по-прежнему остаются одними из лучших на рынке. При этом новые модели самые дорогие. К счастью, в линейке Nokian есть шины из второй линейки Nordman, хороший вариант по соотношению цена/качество», — сказал Олег Растегаев. Михаил Горбачев, в свою очередь, советует обратить внимание на шины, произведенные по лицензии известных брендов.
Бояться зимних шин российских заводов не стоит, уверен Богдан Самойличенко, менеджер по продажам шинного центра Schummer.
«Процесс автоматизирован, а оборудование на наших заводах новее и точнее, чем, например, в Польше или Румынии. При этом производимые нами шины уже давно экспортируются», — говорит Самойличенко.
А если купить комплект шин с пробегом? Зимние точно не стоят, считает Михаил Горбачев.
«У них есть формула 4×4×4. То есть глубина протектора должна быть не менее 4 мм. Подержанная шина уже почти стала летней. Следующая цифра означает, что все 4 шины должны быть зимними и одинаковыми. На одну ось нельзя ставить шипованную резину, а на другую фрикционную. Последняя цифра 4 года. Если шине больше 4 лет, она потемнеет. А зимние шины, особенно фрикционные, которые работают благодаря эластичности, из зимних шин превращаются в всесезонные», — отметил эксперт.
Чем опасна зимняя резина летом
Все водители, наверное, знают, что ездить на автомобиле зимой на летней резине небезопасно. Это абсолютно рискованно и приводит ко многим несчастным случаям. Но возникает другой вопрос: почему нельзя использовать зимнюю резину летом, ведь никаких последствий для движения это нести не должно.
Но это не так. Есть ряд неприятных моментов, с которыми может столкнуться водитель:
- Увеличенный тормозной путь. Из-за рисунка протектора и других технических характеристик, не подходящих для летнего путешествия, тормозной путь автомобиля увеличивается.
- Быстрый износ шин. Зимняя резина в жаркое время года на асфальте быстро изнашивается и может прийти в негодность уже через несколько поездок.
- Перегрев резины. По своим теплоизоляционным качествам зимние покрышки могут немного отличаться, а потому нагреваться они будут быстрее. Может быть даже неприятный запах.
- Нет хорошего сцепления с асфальтом, следствие — плохая управляемость.
И т д. То есть однозначно сказать, как зимняя резина повлияет на вождение в летний сезон, нельзя. Лучше соблюдать простые правила и обеспечить безопасное передвижение по трассе себе и окружающим.
Как ездить правильно
Олег Расстегаев рекомендует использовать зимние шины в спокойном режиме — необходимо адаптироваться к ухудшению тормозных свойств и управляемости автомобиля на асфальте. Причем это касается не только шипованных шин, но и фрикционных.
Если непогода застала владельца автомобиля на летней резине, нужно помнить, что по прямой машина будет хорошо разгоняться, а вот тормозить придется долго, предупреждает Татьяна Елисеева.
«Оставляйте много места для торможения, избегайте поздних торможений на перекрестках, дайте нам заранее понять водителей со знаком «стоп», что вы остановитесь», — советует Елисеева. В ледяной дождь на летней резине лучше не выходить, считает она.
Какой штраф за резину в 2022 году?
Итак, начнем с самого главного! Таких штрафов может быть до 2-х, причем один из них является наиболее универсальным, а второй может грозить только возникновением колесных нарушений последствиями.
Но, прежде чем говорить о штрафах за шины, нужно понимать, что наказание может быть только в том случае, если что-то будет нарушено. Например, если у вас грязные колеса, а правила дорожного движения не запрещают ездить с такими колесами, то штрафовать вас не за что. Потому что в любом постановлении о нарушении должен быть указан конкретный нарушенный пункт конкретного правового акта.
И сегодня 2 регламента регулируют практичность автомобиля с точки зрения колес:
- Перечень поломок, при которых управление автомобилем запрещено — Приложение к ПДД (к Основным положениям о допуске к обращению транспортного средства),
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Правда, существует еще огромное количество ГОСТов. Однако все они в своих требованиях дублируют предыдущие стандарты или регламентируют ввод в эксплуатацию этих компонентов, то есть содержат требования к производству шин или дисков.
А теперь самое интересное. Список неисправностей содержит всего 5 требований к дискам и шинам. Но в регламенте их в несколько раз больше. Однако с 2022 года санкции за нарушение требований Технического регламента отсутствуют. Но есть такое понятие, как «внесение изменений в конструкцию автомобиля». Именно на фоне этих тонкостей мы и обсудим ниже все возможные нарушения резины и колес.
Так сколько штраф?
Итак, поскольку требования к обсуждаемым нами компонентам содержатся в Основных положениях, то ответственность за нарушения именно этого правового акта несет статья 12.5 КоАП РФ.
Частью 1 настоящей статьи предусмотрено предупреждение или штраф в размере 500 рублей за общие случаи нарушений Перечня неисправностей. А остальные детали относятся к более специфичным (например, тормозные системы, осветительные приборы), однако ни о дисках, ни о шинах речи не идет.
Таким образом, текущий штраф за любое нарушение требований к шинам и дискам в 2022 году составляет 500 рублей.
Да, в редких случаях вы можете получить предупреждение. Но к сожалению, в современных реалиях гаишники редко с этим мирятся. Подробнее о том, как получить его вместо штрафа, мы рассказывали в одной из предыдущих статей.
ГИБДД ведет статистику ДТП с пострадавшими, даже когда причиной ДТП является плохое техническое состояние автомобиля. 4/5 этих аварий связаны с шинами: разные колеса стояли на одной оси, колеса были изношены и т д.
Новые шины имеют глубину протектора 8 мм. Абсолютно все производители предупреждают, что при уменьшении глубины протектора до 4 мм и менее колеса становятся неустойчивыми в дождь – высок риск аквапланирования. Если колеса изношены до индикаторов износа, то их следует заменить или отполировать.
Эти показатели могут варьироваться от одного производителя к другому. Минимальная глубина протектора, указанная в статье, 1,6 мм, относится к колесам, не имеющим индикаторов износа.
Шаг от количества к качеству — это всегда скачок. Износ колес не заметен до конца. Но однажды, по до боли знакомому повороту, машина из-за этого теряет сцепление с дорогой, и машина летит в кювет.
Штрафы штрафами, но нельзя забывать о собственной безопасности и безопасности своих детей и семьи…
А точно нет штрафа за нарушение Техрегламента?
Есть, но только в случае окрашивания.
В свою очередь, чтобы конкретно санкционировать данный нормативный акт, на него должна быть ссылка в соответствующей норме Кодекса об административных правонарушениях. А КоАП ссылается только в одной своей норме, части 3.1 той же статьи 12.5, на недостаточную светопроницаемость стекол.
Но ответственности за требования к колесам и шинам в 2022 году нет, если эти требования указаны только в регламенте, но не в Журнале неисправностей.
Про аннулирование регистрации
Между тем среди инспекторов существует практика прекращения государственной регистрации автомобиля в случае несоответствия его конструкции требованиям того же регламента. А это, согласитесь, намного хуже, чем тот же штраф от ГИБДД, если бы он был.
В целом такая практика весьма спорна по своей законности, а вкупе с требованием окрашивания ее законность буквально «притянута за уши».
Снятие с учета не всегда осуществляется в полном соответствии с буквой закона. Водитель может обнаружить, что регистрация его автомобиля была аннулирована спустя долгое время после аннулирования.
Следовательно, когда инспектор остановит автомобиль, он обыщет его и снимет свидетельство о регистрации транспортного средства. Кроме того, за езду на незарегистрированном автомобиле выпишут штраф от 500 до 800 рублей. За такое повторное нарушение уже светят 5000 рублей или лишение прав.
Поэтому после первой остановки лучше быстро оплатить льготный штраф и переоформить машину, не загоняя ее на регистрацию.
Дело в том, что долгое время существовал Приказ №1001, пункт 51 которого, по сути, говорил о том, что если вы вносили изменения в конструкцию автомобиля без разрешения ГИБДД, то по инициативе ГИБДД полиция, ваша запись может быть остановлена. Однако срок действия этого документа давно истек.
Вместо него был введен другой приказ № 399, но и он был отменен. А в 2022 году вступает в силу Федеральный закон о регистрации транспортных средств вместе с Постановлением Правительства №1764. Первый о регистрации говорит о конструкции 2 вещи:
- в подпункте 6 пункта 1 статьи 18 указано, что регистрация автомобиля аннулируется при наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 20 того же закона,
- а статья 20 говорит только о том, что если реальная конструкция не соответствует указанной в регистрационных документах, то машина регистрации не подлежит.
Однако в регистрационных документах (техпаспорте автомобиля) указаны рама, шасси, кузов и двигатель. И речь не о других компонентах автомобиля. Однако сотрудники ГИБДД могут не учесть, например, неподходящий тип лампы для маркировки фар. Что уж говорить об изменениях в дизайне колес!
То, что колеса, шины, болты и гайки дисков и даже колпаки и ниппели являются комплектующими, следует из самого определения в разделе 2 Технического регламента. Другими словами, комплектующие – это все комплектующие автомобиля, которые устанавливаются на заводе, а также запасные части. Поэтому их замена на другие, в том числе установка резины другой размерности, дисков большего диаметра и просто нестандартных колес, представляет собой изменение конструкции.
Однако пункт 77 регламента буквально указывает на 2 важные вещи:
- если комплектующая предназначена для вашего автомобиля (марка, модель и модификация) и прошла контроль соответствия, что отражено в соответствующих документах, то такие изменения регистрировать не нужно,
- также не нужно ничего делать, если производитель в документации (эксплуатационной книжке) предусмотрел замену этих компонентов.
В остальных случаях действительно необходимо внести официальные изменения в конструкцию машины. А это довольно долго и дорого.
Поэтому все, о чем мы будем говорить ниже по поводу замены колес или шин на другие, на самом деле относится к изменению конструкции. И, хотя это не совсем законно, регистрацию на этом основании могут аннулировать. Эти изменения включают в себя:
- если поставить нестандартные диски (и шины и диски) не по размеру,
- если установлены шины нестандартного размера,
- следовательно, разные шины на одной и той же оси, но разные спереди и сзади, также являются правонарушением,
- замена болтов или гаек на другие (в том числе при установке легкосплавных дисков, например),
- а так же любой другой случай установки дисков, шин или других не родных комплектующих.
А теперь рассмотрим по порядку, как нельзя и как можно ездить относительно колес, будет ли за это штраф и какой.
Грозит ли штраф за лысую резину?
Да. И это только в том случае, когда Основные положения прямо запрещают езду на изношенных шинах, а КоАП РФ в своей статье 12.5 ссылается только на это приложение к ПДД.
Однако у лысой резины есть свои четко определенные критерии. То есть по закону в 2022 году не может быть, чтобы инспектор просто указал, что шина слишком изношена, и выписал штраф.
Так, раздел 5.1 Перечня неисправностей определяет следующие критерии.
- Резина считается лысой и налагается штраф, если глубина протектора составляет 1,6 мм для летней шины для легковых, грузовых автомобилей до 3,5 тонн и прицепов также до 3,5 тонн.
- 0,8 мм — для мотоциклов (в том числе трехколесных).
- 1 мм — для всех грузовиков свыше 3,5 тонн и их прицепов.
- 2 мм — для всех автобусов вне зависимости от веса.
Обратите внимание, что перечисленные выше требования относятся только к летним и всесезонным шинам (например, грузовые автомобили и большинство автобусов почти всегда используют всесезонные шины).
К зимним шинам требования гораздо строже: остаточная глубина не менее 4 миллиметров. А это для зимней резины с одной из этих маркировок:
А вот примеры того, как выглядят зимние шины с заданным критерием износа 4 миллиметра для легковых автомобилей:
Поэтому, если ваша резина не соответствует заданным параметрам износа, она считается лысой. При этом при наличии у сотрудника ГИБДД правила он может быть законно оштрафован за изношенные колеса в размере 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Кроме того, даже если ваши шины соответствуют приведенным выше номерам, лысая шина может иметь повреждения и/или расслоение, что также может помешать вашей эксплуатации. Поэтому читаем ниже другие нарушения.
Если на шипованной резине вылетели шипы
Рассмотрим чуть более сложную ситуацию: когда на машине зимняя резина, но без оставшихся шипов, можно ли ездить на такой машине? да. Согласно письму цитирования Технического регламента, запрет касается «оснащения автомобиля шипованной резиной», а без шипов она до сих пор такова.
То же касается и липучки: зимняя резина, априори не оснащенная шипами.
Про знак «Шипы»
Штрафа за сам факт использования зимней резины летом не будет, хотя так ездить будет нельзя. Мы узнали выше. Но есть еще одна обязанность, когда речь идет о шипованной резине. И эта обязанность заключается в том, что на автомобиле обязательно должна быть установлена (приклеена, прикреплена на магнит и т.д.) табличка «Шипы».
Согласно ПДД, действующим на 2022 год, знак «Ш» обязателен для всех автомобилей, на которых установлена такая резина. И ни слова о том, что обязательство появляется только зимой.
Если автомобиль грузовой?
Здесь тоже все очень просто. Как сейчас, так и в случае принятия поправок и вступления последних в силу, обязанность переобуваться на зиму действует только для 2-х категорий автомобилей (это тоже указано в интерпретации):
- М1 — сюда входят автомобили не более 8 мест,
- N2 – это легковые и легкие грузовики, но массой до 3,5 тонн.
Поэтому запрет на использование летней резины зимой не распространяется на грузовые автомобили.
Как хранить колеса?
Шины следует хранить в прохладном, темном и сухом месте с вентиляцией, избегая контакта с бензином и маслом.
Собранные колеса лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно снизив до 1 атм. Бездисковым шинам место на полке. Поставьте их вертикально рядом друг с другом.
Правильное хранение поможет вашим шинам оставаться в форме до следующего сезона.
Инструкция по самостоятельной замене шин
Подготовьте колеса, проверив давление и определив место крепления каждого. Для «направленных» шин стрелка рядом с надписью «Rotation» на боковине подскажет, в какую сторону должно поворачиваться колесо при движении вперед. Комплект таких собранных дисковых шин содержит два «правых» колеса и два «левых» колеса. «Ненаправленные» и «асимметричные» готовы занять любую позицию. Правда, последние требуют правильной сборки: их лицевая (внешняя) сторона маркируется словом «Outer». Материалы на тему 8 шипованных шин: испытания на льду
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Выжимаем ручник, включаем первую передачу на «механике» или стояночный режим на автомате. Если возможно, установите противооткатные упоры. Снимите инструмент и ослабьте болты (гайки) на пол-оборота.
Поднимите автомобиль домкратом так, чтобы покрышка была на 1-2 см от дороги, открутите и поменяйте колесо. Затяните болты (гайки) и затяните их надежно, но без фанатизма, не нужно прыгать на «баллончике.
Дополнительную информацию о замене колес см в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Советы по переобувке и эксплуатации
- Заранее проверьте состояние зимних шин. Обратите внимание на защитника. Зимой запрещается использовать шины с глубиной остаточного рисунка менее 4 мм (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ).
Определите возраст шин (последние 4 цифры кода DOT, из которых первая пара указывает номер недели, а вторая — год производства). Со временем резина теряет свои свойства, поэтому зимой лучше не использовать покрышки старше 10 лет.
Если на шинах есть шипы, оцените состояние и количество уцелевших шипов. Потеря некоторых кусочков не страшна. При потере более 10% будет заметно ухудшение сцепления со льдом. «Критическое» значение — 50%: если «бутс» осталось меньше половины, удовлетворительного сцепления со льдом уже не будет. - Не экономьте на безопасности. Согласно Правилам, на одну ось можно ставить только одинаковые шины (размер, модель и т.д.). Также, если вы предпочитаете шипы, то все четыре колеса должны быть шипованы. Штраф за нарушение небольшой (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ), гораздо страшнее попасть в аварию.
- Вращайте колеса, чтобы добиться равномерного износа шин и продлить срок их службы. Кроме того, шины с одинаковой глубиной протектора более комфортны и безопасны. Особенно в сложных погодных условиях. Например, более изношенные шины более склонны к аквапланированию.
Схема перестановки колес при переобувке
Шины лучше менять при смене обуви. Вот диаграмма для разных автомобилей и типов шин. Шины лучше менять при смене обуви. Вот диаграмма для разных автомобилей и типов шин.