- Что такое «помеха справа»
- Как понять правило
- Есть ли такой пункт в ПДД
- Где действует и когда применяется правило?
- Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться
- Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения
- Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД
- Кто должен уступить дорогу
- При перестроении по полосам движения
- При сужении дороги
- Во дворах и на стоянках
- Одновременное перестроение
- Обобщенные правила перестроения
- На перекрестке
- «Конфликт» с трамваем
- Изначальная неравнозначность позиций
- Т-образный перекресток
- При проезде равнозначных перекрестков
- При проезде неравнозначных перекрестков
- Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал)
- При повороте
- Когда «помеха справа» не действует
- Несоответствие статусов участников движения
- Неравнозначность приоритетных позиций участников движения
- Правило правой руки и сложные ситуации ПДД
- На равнозначном перекрестке
- На повороте налево
- При перестроении
- У кого преимущество при сужении дороги
- При наличии знака «Главная дорога»
- Разъезд на прилегающих территориях
- Ориентирование во дворе
- Когда не работает
- Что важно учитывать
- Как не запутаться, помеха справа или слева
- Сложности применения правила
- Важные советы
- Штраф за нарушение правила «третьей руки»
- ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
- Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
- Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
- Куда и как жаловаться?
- Что происходит в судах?
Что такое «помеха справа»
Сразу оговоримся: в ПДД нет таких терминов — «правило правой руки» и «правое вмешательство». Это условно упрощенные выражения из пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его в следующем. Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетом на дорогах. Поэтому, если ПДД не предусматривает последовательность проезда транспортных средств, то водители должны отделиться друг от друга, минуя «помеху справа». Только после этого можно продолжать движение.
Иными словами, если мы пересекаем на дороге путь другому автомобилю, а порядок движения никак не оговорен Правилами, то мы должны будем уступить этому автомобилю, если он в момент пересечения справа от нас
В этом случае водитель грузовика должен проезжать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он справа
Следовательно, и наш противник должен руководствоваться тем же правилом: если мы вмешиваемся справа, то он должен предоставить нам право первого шага.
Поэтому, если приоритет движения не может быть определен сигналами, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна получить от нас преимущество в движении.
Как понять правило
За этой концепцией скрывается требование, вынуждающее водителя пропускать машину справа. Несмотря на кажущуюся простоту, его часто нарушают.
Это происходит, например, на больших парковках, где парковочные места расположены рядами, между которыми перпендикулярно проходят полосы движения. Находясь на такой дороге, многие водители чувствуют себя так, как будто находятся на главной дороге, игнорируя тем самым тех, кто оставляет парковочные места на обочине.
На самом деле, по правилам дорожного движения, вся площадь парковки равнозначна. Здесь нет основного или второстепенного пути. В таких условиях нужно опираться на пункт 8.9 ПДД, согласно которому при пересечении путей двух транспортных средств необходимо соблюдать правило «правой руки».
Таким образом, водитель в средней полосе должен уступить автомобилю, выезжающему со стоянки.
Прилегающие территории, жилые массивы и пересекающие их съезды являются второстепенными по отношению к пересекающим их городским дорогам. Поэтому здесь водителям, едущим на автомобиле по центральной части, не нужно пропускать выезжающих с прилегающих территорий.
Вы должны пропустить автомобиль справа в эквивалентных дорожных условиях.
Есть ли такой пункт в ПДД
Понятие «препятствие справа» не прописано в ПДД, поэтому считается популярным. Фактически положения «правила правой руки» описывают до 3-х пунктов правил:
- В соответствии с пунктом 13.11 ПДД это требование необходимо соблюдать при проезде перекрестка равнозначных дорог. Исключение составляет проезд участков с круговым движением. Здесь преимущество – машина, которая уже находится в кольце. При этом отсутствие приоритетных сигналов не имеет значения. При этом главным является наличие знака 4.3 «Ротонда».
- Согласно пункту 8.4 ПДД, при перестроении при движении по многополосным автомагистралям необходимо пропустить автомобиль справа.
- При одновременном повороте по разным траекториям парковочные развязки должны пропускать автомобиль справа. Это указано в пункте 8.9 ПДД.
Где действует и когда применяется правило?
Перейдем непосредственно к ПДД. Возьмем несколько основных моментов, из которых можно построить анализ всех типовых ситуаций.
8.4 | При перестроении на попутном транспорте преимущество имеют те транспортные средства, которые движутся, не меняя направления. При одновременном маневрировании несколькими автомобилями преимущество имеют те, что справа. |
8,9 | При пересечении траекторий движения двух транспортных средств, если отсутствуют ПДД РФ, регулирующие данную ситуацию, преимущество имеет тот, кто находится справа. |
13.11 | На равнозначных перекрестках при отсутствии правил дорожного движения преимущество имеют правые. Исключение составляют круговые движения. |
13.10 | На неравноправных перекрестках движение на главных дорогах, то есть без маневровых, главных-второстепенных, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично при проезде только через второстепенные, не выходя из основного. |
7(800) 350-23-68 Дмитрий КонстантиновичЭксперт с сайта «Юрист-консультант» Задать вопрос Приходится еще раз акцентировать внимание на карусели. Раньше на него распространялось правило правой руки. Однако некоторое время назад в ПДД России был введен пункт 31.11(1), устанавливающий преимущество тех, кто находится внутри круга.
Этих четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить, какие машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.
Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться
Помеха справа и перекресток
В противном случае, зачем решать проблемы с движущимся преимуществом? Ведь автомобили никак не смогут мешать друг другу и будут тихонько разбегаться в заданных направлениях.
В этом случае «шум вправо» не работает, так как пути не пересекаются
Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения
Иными словами, никто из участников «конфликта интересов», стремящихся идти первым всеми средствами, не должен иметь никаких статусных преимуществ. Наоборот, он должен быть равен своим противникам.
Например, вы не можете применять принцип «правого вмешательства» (или правило «правой руки») в следующих системах отношений:
1) пешеход — транспортное средство;
2) трамвай — безрельсовое транспортное средство.
И трамвай, и пешеход являются участниками дорожного движения с особым правовым статусом.
Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД
Другими словами, случай, когда мы планируем применять именно это правило, не должен быть предусмотрен ПДД.
Возьмем конкретный пример: мы выезжаем со стоянки вместе с другим автомобилем. Ситуация не предусмотрена ПДД. В этом случае мы уступаем ему дорогу, потому что для нас сейчас он является помехой справа.
Выезд с парковки и препятствие справа. У приближающегося нет помех справа, у нас тоже. Но это пока. Но в начале движения у нас справа будет препятствие, а у него нет. Поэтому мы сдаемся.
А вот еще случай: одновременная реструктуризация равнозначных предметов. Первым перестраивается мотоцикл, у которого нет помех с правой стороны перед «легковушкой». А вот водитель легкового автомобиля, наоборот, вынужден ставить препятствие справа от мотоциклиста. Следовательно, именно он обязан обеспечить преимущество мотоциклисту.
При перестроении при этом водитель автомобиля должен уступить дорогу, так как мотоциклист является для него «помехой справа». Однако если бы легковой автомобиль двигался прямолинейно, то он имел бы преимущество, так как движется, не меняя направления, и мотоциклист должен его пропустить
Кто должен уступить дорогу
Ситуаций может быть больше, чем позволит рассмотреть объем статьи, но мы разберем самые частые и основные; остальное можно легко вывести из них. Как это выглядит будет показано отдельно на картинках.
При перестроении по полосам движения
Две машины движутся в одном направлении. Идет реконструкция. Кто кого должен пропускать? Всегда ли прав тот, кто справа? Напомним пункт 8.4 ПДД, согласно которому:
- Если обе машины меняют полосу движения одновременно, преимущество имеет та, что справа.
- Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то он имеет преимущество вне зависимости от его расположения относительно второго автомобиля (правого или левого).
Отсюда вытекает еще несколько типичных ситуаций, интерпретация которых вызывает затруднения.
При сужении дороги
Существует неправильное понимание того, что в случае сужения полосы движения всегда действует правило обструкции справа. Это не совсем так, ситуация тоже зависит от обстоятельств:
- Если сужение вызвано сокращением левой полосы, преимущество имеют те, кто движется справа.
- Если обе полосы узкие, т.е реконструкция происходит с обеих полос, то преимущества имеют и правые.
- Если правая полоса сужается, т.е транспортные средства, находящиеся слева, продолжают движение по ее полосе, не перестраиваясь, а находящиеся справа вынуждены «присоединяться» к ним в ряд, то преимущество имеют участники левополосного движения.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов: разметки, знаков, светофоров и/или агентов ДПС ГИБДД (ГАИ.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях также применяются правила, продиктованные знаками, знаками и т д. Однако если эти факторы отсутствуют, то есть транспортные средства находятся на определенных участках с разрешенным движением, но без дополнительного регулирования, то правило правой руки действует непосредственно, то есть преимущество всегда имеют те, кто находится справа.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е оценка типа участка дороги для определения показателей.
Одновременное перестроение
Правила дорожного движения на реконструкции говорят следующее:
«При перестроении водитель должен уступать транспортным средствам на дороге, не меняя направления. При одновременной перестройке движущихся по дороге транспортных средств водитель должен уступать транспортному средству справа».
Рассмотрим все по порядку, ведь случаев реструктуризации может быть много.
1. Вы едете по своей полосе, а машина перестраивается с соседней полосы. Вы не обязаны уступать, независимо от того, движется ли автомобиль справа или слева от вас. Вы можете сделать это, только если хотите. Правило «вмешательства справа» не применяется.
2. Вы хотите перестроиться. Остальные автомобили не ремонтировались. В этом случае вам придется ждать, пока выбегут машины на соседней полосе. Правило «вмешательства справа» не применяется.
3. Перестроиться в полосу слева от вас. Транспортное средство в левой полосе также меняет полосу движения. По ПДД машина должна вам уступить дорогу, и это не зависит от того, где она перестроена. Применяется правило «вмешательства справа». Даже если у вас есть преимущество в этой ситуации, ворвитесь в левый ряд с криком «Ура! Правило вмешательства правой руки в силе!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что они действительно уступают вам дорогу.
4. Перестроиться в полосу справа от вас. Автомобиль в правой полосе меняет полосу движения. В этом случае вы должны уступить дорогу. Применяется правило «вмешательства справа».
Обобщенные правила перестроения
На основании изложенного можно получить обобщенные правила реструктуризации
1. Если я не перестрою, то я никому не должен уступать.
2. Если я перестроюсь на правую полосу, то я должен уступить всем.
3. Если я перестраиваюсь в левый ряд, меня должны пропускать только те, кто перестраивается одновременно со мной (меня нельзя пропустить.
На перекрестке
Пересечение перекрестка регулируется отдельными правилами, но логика в целом та же. В первую очередь действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофоров, знаков и разметки, и только при их отсутствии действует норма вмешательства справа, ситуации в которых мы рассмотрим далее.
Помимо прочего, в ПДД РФ есть четкие указания на следующие случаи:
«Конфликт» с трамваем
Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, просто потому, что это трамвай
Правило «правой руки» не распространяется на трамваи. В своем «чистом» виде они имеют преимущество над нами.
Изначальная неравнозначность позиций
Если участники движения изначально расположены на разноприоритетных направлениях (кто-то в главном, кто-то во второстепенном), то их отношения не будут решаться по принципу «помеха справа».
Т-образный перекресток
Многие водители, иногда даже с немалым стажем, сталкиваются с дилеммой: работает ли принцип «правой руки» на Т-образном перекрестке? Фактически этот тип перекрестка и, соответственно, движение по нему не отклоняются от установленных правил. Движение в нем точно такое же, как и в аналоге.
Отличием Т-образных является плохая обзорность, поэтому ездить нужно с особой осторожностью.
Важно: При приближении к перекрестку водитель всегда должен смотреть во все стороны, чтобы остановиться, когда другой водитель не хочет проезжать. Если сложный случай, когда не знаешь, кого пропустить, то лучше пропустить автомобилистов справа.
Если вы сами собираетесь повернуть направо, то оглядываться не нужно, потому что в этом случае водителей справа просто не будет.
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не круговой, то правило правой руки применяется непосредственно к равнозначным путям, то есть преимущество имеют те, которые расположены справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Несомненно, когда происходит реструктуризация от первичной к вторичной или наоборот. В этих ситуациях преимущество имеют те транспортные средства, которые расположены на основном.
Но есть варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачиваются. Например, главный поворачивает направо, а второстепенный приближается в противоположном направлении. Если нет выхода из пути одного типа в другой, то в рамках одного типа пути используется правило правой интерференции.
Другими словами, если движение продолжается только по главной дороге или, наоборот, только по второстепенной дороге, то другие автомобили на той же главной дороге или только на второстепенных дорогах пропускают автомобили справа от себя.
Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал)
Мы уже рассматривали этот аспект ранее.
Подведение итогов (заключение)
Универсальное правило «правой руки» (или «помехи правой руки») является общепризнанным способом решения вопросов о преимуществе движения при отсутствии трех основных критериев приоритета: знаков приоритета, светофора, регулировщика.
«Пропуск справа» означает, что водитель должен уступить, дать возможность пройти, уважать преимущество водителя, чье транспортное средство подъехало справа.
Правило «правой руки» работает исключительно в отношении равноправных и равноправных участников дорожного движения.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение через перекресток, то правила его пересечения будут такими же, как описано выше. Некоторые вопросы возникают при въезде или выезде с прилегающих территорий, но в подавляющем большинстве случаев они определяются по знакам.
Если нет регулирующих факторов, если ситуация трактуется неоднозначно, то лучше применить правило правой руки и считать, что каждый справа имеет преимущество.
Когда «помеха справа» не действует
Теперь рассмотрим условия, когда «правильный барьер» не работает. В принципе, эта тема уже затрагивалась в предыдущем разделе «Условия применения правила правой руки». Но там он решил с положительной точки зрения: когда действует это правило? Теперь нас интересует негатив.
Несоответствие статусов участников движения
Принцип «блокпост справа» не работает, если участники движения изначально неравны по своему статусу. Мы уже указывали наиболее частые комбинации участников:
- пешеход и транспортное средство;
- «рельсовый» трамвай и безрельсовый транспорт.
Правило правой руки здесь не работает.
Неравнозначность приоритетных позиций участников движения
Правило «правой руки» не будет работать в отношении участников, находящихся на позициях с разным приоритетом (прописанных знаками, светофором или регулировщиком).
В этом случае правило правой руки не работает
Возьмем первый пример. Судя по изображению, водители находятся в разных приоритетных позициях: один на главной дороге, другой на второстепенной. Следовательно, между ними нельзя применять правило «правой руки», ведь первым всегда пройдёт тот, кто находится на главном пути. Просто сейчас он уже имеет преимущество и вынужден его использовать.
В этом случае водитель автомобиля должен уступить дорогу
Возьмем второй пример. Один участник идет по дороге, второй уходит с заправки (или патио). Их «конфликт» не может быть решен по принципу «правого вмешательства», потому что, согласно правилам дорожного движения, человек, покидающий прилегающую территорию, обязан уступить дорогу каждому.
В этом случае автобус должен проехать первым, даже несмотря на то, что справа у него есть препятствие
Рассмотрим третий случай. Один участник перемещается под основной зеленый сигнал светофора, а второй перемещается на дополнительный участок светофора, но на основной красный (или любой другой, запрещающий его). Изначально их позиции неравны, так как при переходе на дополнительный участок с основным запретом все выезжающие на основной разрешительный светофор должны в первую очередь прыгать.
Интересный случай с порядком проезда и неверной трактовкой правила «правой руки» произошел в мае 2015 года в Набережных Челнах.
Водители Иванов С и Морозов Н двигались в том же направлении и свернули с проспекта Чульмана на проспект Яшлек. Обе машины ехали параллельно, и поворот был сделан через разрыв в середине. Автомобиль С.Иванова находился слева от автомобиля Н.Морозова. В процессе выезда с проспекта произошло столкновение, и по версии инспектора ГИБДД виноватым оказался Иванов, так как он не дал машине справа двигаться в том же направлении, за что Иванов был оштрафован 500 руб. На беду сотрудника ГАИ, гражданин Иванов оказался упрямцем и обжаловал решение инспектора в городском и республиканском судах, которые встали на сторону инспектора. Наконец дело дошло до Верховного суда,который встал на сторону водителя и отменил решения суда низшей инстанции. Верховный суд мотивировал свое решение тем, что при повороте налево Иванов Н заранее занял крайнее левое положение на проезжей части, в связи с чем правило «помехи справа» в данных обстоятельствах не применяется.
Есть и другие случаи, когда это правило не действует (например, при начале движения или движении задним ходом нужно сначала уступить дорогу другим участникам движения).
Правило правой руки и сложные ситуации ПДД
Путь состоит из участков разной сложности. Например, в городских условиях часто происходят пересечения путей нескольких транспортных средств. Чтобы безопасно пройти некоторые из них, вам нужно будет принять во внимание помехи справа.
На равнозначном перекрестке
При проезде перекрестка равнозначных дорог водитель должен уступить дорогу автомобилю справа. Это предписано пунктом 13.11 ПДД. Это положение распространяется только на перекрестки, на которых отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, устанавливающие порядок проезда.
Другими словами, правило правой руки применяется к нерегулируемым перекресткам.
Этот тип пересечения может быть определен в следующих случаях:
- при наличии дорожного знака «равноценный перекресток»;
- стоящий на стороне указателя, указывающий на конец главной дороги;
- когда нет меток приоритета.
Следовательно, правило помех справа может применяться на перекрестке, если он нерегулируемый и маршруты равнозначны. Если есть соответствующие знаки, сигналы, разметка, то нужно ориентироваться на них при вождении.
На повороте налево
Правостороннее вмешательство не имеет абсолютно никакого отношения к повороту налево или развороту.
Согласно пункту 13.12 ПДД, водитель колесного транспортного средства при повороте налево или выполнении разворота обязан пропустить все, что движется в сторону той же дороги по прямой или вправо.
Этим принципом должны руководствоваться даже водители подъезжающих трамваев. Поэтому ПДД для таких маневров не предусматривает использование понятия «препятствие справа».
При перестроении
При движении по шоссе с несколькими полосами движения автомобиль может менять полосу движения. При выполнении ребилда важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше соблюдать правила дорожного движения. При простой реконструкции водитель должен абсолютно обгонять все транспортные средства, движущиеся в одном направлении, по заданной полосе, не меняя направления.
Правило правой руки вступает в силу, когда две машины одновременно перестраиваются на другую полосу движения. Здесь вы должны пропустить транспортное средство, которое находится справа. Неважно, стоят ли машины на одном уровне или одна впереди другой.
Правила реконструкции прописаны в разделе 10 ПДД.
Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен убедиться, что он не создает препятствий и помех движению других транспортных средств. Обязательно используйте сигналы поворота, чтобы предупредить других.
Транспортное средство слева не может перестраиваться, если это заставляет другого водителя резко тормозить или менять направление.
У кого преимущество при сужении дороги
Сужая путь, надо быть очень осторожным, так как такая ситуация чревата двойственностью. Так как каждый из водителей может руководствоваться пунктом 8.4 ПДД, и одновременно 8.9. В такой ситуации необходимо уступить проходящему потоку, то есть вы должны уступить находящимся поблизости транспортным средствам, движущимся с нами в одном направлении.
При наличии знака «Главная дорога»
Уже более сложная вариация возникает, когда есть знак «Главная дорога», влияющий на направление. В реальности все кажется гораздо проще.
Правило правой руки действует только тогда, когда главный путь идет вправо. Тогда водитель, намеревающийся ехать прямо или налево, обязан пропустить машину, фактически едущую по главной дороге.
Разъезд на прилегающих территориях
В окрестностях часто встречаются участки дороги, с которыми мы сталкиваемся почти ежедневно. К ним относятся всевозможные подъезды во дворы, на автостоянки, рынки и другие стоянки. Движение на таких участках также прописано в п. 8.9 ПДД, заставляя транспортные средства двигаться только после обгона всех транспортных средств, движущихся справа от водителей. Исключение составляют лишь участки, движение по которым прописано в ПДД.
Ориентирование во дворе
Правило ПДД «помеха справа» во дворе многоквартирного дома должно соблюдаться и в том случае, если речь идет об участниках движения с таким же статусом. Все движения транспортных средств и пешеходов на этих территориях регулируются пунктом 17 ПДД. В подразделе 17.3 говорится:
При выезде из жилой зоны водители должны уступать дорогу другим участникам дорожного движения.
Но кто может идти первым, а кто должен ждать, если машины следуют одновременно со двора, это никакими другими правилами и знаками не регулируется. Это означает, что применяется параграф 8.9. Тот, к кому противник подходит справа, обязан уступить.
Это не относится к пешеходам. Их машины, выезжая со двора, должны проехать в любом случае.
Когда не работает
В повседневной жизни водители почти всегда придерживаются «правила правой руки». С другой стороны, бывают ситуации, когда это не работает. Например, на эквивалентном перекрестке автомагистралей могут быть автомобили, прибывающие одновременно со всех направлений. Теоретически каждый водитель может претендовать на преимущественное право проезда, так как слева от него находится другая машина.
Чтобы безопасно пройти в таких неоднозначных обстоятельствах, водители должны найти лучшее решение. Здесь кто-то должен уступить дорогу, обогнав другого участника движения с мигалкой.
Как только одна машина проезжает перекресток, остальные водители быстро сориентируются и могут легко разбежаться в нужных направлениях. Одновременно могут проехать приближающиеся транспортные средства.
С другой стороны, после проезда хотя бы одной машины разобраться будет проще. Именно здесь на первый план выходит способность водителей эффективно общаться на дороге.
Поэтому при подъезде к нерегулируемому перекрестку равнозначных магистралей нужно быть готовым уступить дорогу приближающемуся справа автомобилю. С другой стороны, если вы уверены в своем преимуществе, желательно проявить некоторую осторожность. Восприятие ситуации людьми за рулем может быть разным. И не забывайте о «правиле трех D» (уступи дорогу дураку), которое часто спасает жизни.
Что важно учитывать
Правила дорожного движения отвечают потребностям водителей, которые не умеют анализировать или отвлекаются от дорожной обстановки, не ориентируются в трудные моменты и испытывают проблемы при поездке с другими автомобилями:
- Прежде всего было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он находится на главной дороге, он должен вести себя так, как если бы он находился на второстепенной дороге, чтобы уступить дорогу всем.
- Во-вторых, подробно описываем пункты ПДД по приоритетному проезду автомобиля, приближающегося справа. Но чтобы лучше понять, когда именно начинает работать правило «помехи справа», важно знать, что такое пересечение равноправных и неравноправных дорог, нерегулируемый перекресток, прилегающая территория, что делать, если путь движение пересекается с трамвайным путем.
Те. Прежде чем использовать этот способ определения приоритета проезда, водитель должен четко понимать, насколько правильно ПДД интерпретируют его ситуацию, где именно он сейчас находится.
Как не запутаться, помеха справа или слева
Начинающий водитель, подъезжая к сложному участку дороги, может растеряться и забыть, пропускать ли другое транспортное средство или ехать без промедления. И он судорожно начинает вспоминать правила дорожного движения: препятствие справа или слева заставляет уступить дорогу.
Большинство автомобилей на российских дорогах имеют левосторонний руль. То есть уступать надо в тех случаях, когда противник подходит со стороны пассажира к стороне водителя.
Сложности применения правила
Помимо универсальных условий, в которых предполагается применение правила правой руки, необходимо обратить внимание на обязательные факторы, сопровождающие ситуацию. Водитель должен их учитывать. К обязательным условиям относятся:
- Пересечение путей. При движении автомобили, имеющие преимущественное право проезда, будут обгонять друг друга. Если следовать правилу интерференции, то можно без труда уверенно разбежаться в их сторону.
- Эквивалентность маршрутов и участников. Участок, на котором требуется идентифицировать привилегированный автомобиль, – это пересечение равнозначных по всем характеристикам дорог. Также правило не работает для таких пар, как автомобиль и пешеход, автомобиль и трамвай.
- Порядок проезда не предусмотрен другими пунктами ПДД. Если это препятствие справа (как это понимать, мы описали выше), то нужно убедиться, что в реальных условиях нет оснований применять другие пункты ПДД.
Важные советы
Люди, едущие по дополнительной дороге или выходящие из жилого двора, должны уступить дорогу всем.
Желательно установить визуальное взаимодействие с водителем, предварительно переместившись в левую сторону.
В этом случае будет понятно, каковы будут ваши дальнейшие манипуляции. Это не специальное универсальное правило, просто чтобы вы могли показать водителям свои намерения.
Если водитель никак не реагирует, если скорость вашего автомобиля не снижается, обязательно пропустите его.
Особо неуравновешенные водители пытаются проучить этих упрямцев и ехать прямо. Вы не должны этого делать. Это приведет к чрезвычайной ситуации. Не тратьте нервы, время и здоровье, пытаясь что-то доказать.
Штраф за нарушение правила «третьей руки»
Пункта в таблице штрафов за нарушение правила «фора вправо» буквально нет. Но при невыполнении требования об отказе от преимущественного проезда по правилу «Правой руки» вступают в силу отдельные статьи КоАП:
- статья 12.13 часть 2 — если нарушение произошло на перекрестке, в качестве наказания ожидается штраф в размере 1000 рублей.;
- искусство. 12:14 3 — нарушение правил приоритета проезда, за исключением ст. 12:13 3 и 12.17 КоАП в качестве наказания выносится устное предупреждение или налагается штраф в размере 500 рублей.;
- искусство. 12.17 — речь идет о непредоставлении преимущественного проезда маршрутному такси или автомобилю с мигалками, специальным звуковым сигналом (сиреной), внешней окраской, здесь налагается штраф от 500 до 3000 рублей, либо лишение права диска на 1-3 месяца, в зависимости от сложности случая.
Так, в протоколе на АПН инспектор ГИБДД укажет на нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по соответствующему пункту КоАП за несоблюдение требования о предоставлении приоритета проезда.
Правило «Исправить помехи» действует только в тех случаях, когда случай не укладывается в рамки, описанные в правилах дорожного движения.
ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать пункты 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево вы должны уступать пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть с проезжей части, на которую вы поворачиваете. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути).
Уступка: это означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или маневрировать, если это может вынудить лиц, имеющих преимущество над ним, изменить направление или скорость (раздел 1.2 ПДД). Иными словами, обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он выбрал направление движения и это очевидно для водителя.
Если человек наступит на зебру, водитель обязан пропустить его. При этом пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Выходить на проезжую часть можно только оценив дистанцию до встречных транспортных средств, их скорость и убедившись, что переход безопасен для вас.
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
В письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъяснено, в каких случаях водители обязаны уступать дорогу пешеходам, а в каких нет. Так, если водитель своими действиями не принуждал пешехода к изменению направления движения или скорости, то он не нарушал правил. Примером может служить решение Верховного суда РФ, в котором говорится, что водитель не может быть привлечен к ответственности, если пути движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти улицу, как планировалось, например, не заставил его дать задний ход или остановиться, то он не нарушил правила.
Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из пункта 1.2 ПДД следует, что правонарушением со стороны водителя будут те действия, которые могут заставить пешехода изменить направление или скорость движения. По этой причине в некоторых обвинительных постановлениях судов это указывается прямо. Иными словами, на практике водитель не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление или скорость, как поясняется в письме МВД.
В то же время, с учетом тех же объяснений, можно предположить, что для привлечения водителя к административной ответственности инспектору придется зафиксировать нарушение на видеокамеру и получить объяснения от пешехода. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Главный аргумент в защиту водителя – отсутствие доказательств вины. Вкратце рассуждения могут быть такими: раз нет видео и объяснений пешехода, которому не дали перейти дорогу, то как доказывается вина?
При несогласии водителя с совершением правонарушения составляется протокол и постановление. Последним документом ему вменяют административную ответственность, так как устанавливают его вину. При написании протокола ему разъясняются права водителя, и ими надо пользоваться.
- Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, не совершали его.
- Запишите пояснения в протокол или на отдельном листе бумаги. Обязательно указать в решении, что пояснения прилагаются. Не надо тут писать, что пешеход появился внезапно, его не было видно и т.п. Такого языка следует избегать. Либо человек был на дороге, либо нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешехода так, как он видел вас, но ваши действия не заставляли его менять скорость и направление движения.
- Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его дать вам свои контактные данные. Это позволит пешеходу обжаловать в суде жалобу на постановление. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
- Если допустить совсем уж крайний случай: снять пешехода на камеру телефона. Пусть скажет, что вы не мешали ему переходить улицу. Эту запись можно использовать при обжаловании решения инспектора.
- Обязательно сохраните видео с диктофона. Его можно предъявить в суде и использовать в качестве доказательства защиты.
Куда и как жаловаться?
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (высшее должностное лицо), например, в отдел ГИБДД ГИБДД МВД России по городу (району, району), или в районный суд по месту нахождения этого агентства.
В постановлении указывается орган (высшее должностное лицо), в который жалоба может быть направлена по почте. Его копия вручается водителю под роспись.
В жалобе укажите недоказанность Вашей вины по делу об административном правонарушении. Подходящие для конкретного случая формулировки можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе необходимо приложить копию принятого Вами решения, а также дополнительные материалы при наличии: видеозапись, фотографии.
Важно не пропустить срок подачи жалобы – 10 дней со дня получения копии решения. При этом первым днем считается день, следующий за днем вынесения решения.
Что происходит в судах?
Привлечь водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») перед инспектором пешеход не нуждался. Однако в упомянутом выше письме МВД ГИБДД рекомендуется зафиксировать нарушение на видео и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Если это произойдет, судебная практика это покажет. До сих пор нет необходимости говорить о вашем подразделении. Ниже мы рассмотрим судебные решения, которые водители могут использовать в свою защиту.
1. Суд пришел к выводу о виновности водителя только на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД Главного управления МВД России. Видеозаписи или объяснений от пешехода по делу не было. Высший суд оставил приговор в силе. Водитель привлечен к ответственности (Решение Ставропольского промышленного районного суда от 26.10.2017 по делу № 12-655/2017). | ![]() |
2. Суд пришел к выводу, что водитель невиновен. Видеозаписи ГИБДД в судебное заседание не предъявлялись. Доказательств вины нет, кроме сведений, установленных в постановлении по делу об административном правонарушении. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Раменского городского суда Московской области от 29.05.2020 по делу № 12-391/2020). |
![]() |
3. Вина водителя подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на дороге, но не препятствовал ему, то есть пешеход не менял траекторию движения. Суд отметил, что если первым лицом в пределах пешеходного перехода является лицо, намеревающееся перейти проезжую часть, независимо от того, технически возможно ли безопасно пройти, водитель должен остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности (Решение Хабаровского промышленного районного суда от 29.05.2020 по делу № 12-222/2020). | ![]() |
4. Суд указал, что водитель обязан остановиться и уступить дорогу в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, заставить его изменить траекторию движения и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним обусловлена необходимостью уступить дорогу пешеходам. Поэтому факт нарушения ПДД определяется по наличию человека на дороге. Суд не сделал вывод о виновности водителя на основании представленного видео. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 29.05.2020 по делу № 12-23/2020). | ![]() |
5. Судом установлено, что требования пункта 14.1 ПДД не предусматривают обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе лица по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтвердила запись видеорегистратора: из-за автомобиля, припаркованного под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода, внезапно вышел мужчина. Суд признал пешехода виновным, водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинского районного суда Владивостока от 28.05.2020 по делу № 12-316/2020). |
![]() |
6. Суд указал, что нарушение было выявлено при проведении визуального контроля сотрудником ГИБДД, исполнявшим свои служебные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, поэтому считать сведения, предусмотренные протоколом и постановлением в постановлении, нецелесообразно дело о недостоверном административном правонарушении. При этом в деле нет ни видеозаписи, ни объяснений пешехода. Вина была установлена только на основании протокола, решения и объяснений водителя, согласно которым он своей вины не признавал. Водитель привлечен к ответственности (Решение Егорьевского городского суда Московской области от 28.05.2020 по делу № 12-62/2020). |
![]() |
7. Суд не установил вину водителя. Ссылаясь на положения части 3 ст. 21 Европейского соглашения, которым дополняется Конвенция о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы выехали на обозначенный пешеходный переход, а в тех же нерегулируемых пешеходных переходах не должен выходить на проезжую часть без оценки расстояния до встречных автомобилей и их скорости. На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, не сбавила скорость, несмотря на встречный автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования пункта 4.5 ПДД. Кроме того, суд отметил, что водителю не следует прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28.05.2020 по делу № 12-68/2020). |
![]() |
8. Суд рассмотрел видеозапись и установил, что в момент, когда водитель переходил пешеходный переход, пешеход находился на значительном расстоянии от своей машины. Совершенный маневр не помешал пешеходу, который продолжал движение, не меняя направления и скорости. Доказательств обратного в деле не было, пешехода не допрашивали. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Московского районного суда Казани от 25.05.2020 по делу № 12-282/2020). | ![]() |
9. При просмотре видеозаписи суд установил, что лицо переходило улицу в районе нерегулируемого пешеходного перехода. Он подъехал к проезжей части и был вынужден остановиться, так как водитель приближавшегося к перекрестку автомобиля не дал ему фору в пробке. Суд отметил, что водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу обязан отдавать приоритет пешеходам, переходящим дорогу, включающую в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, то есть и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, а для кого встречная машина создает препятствие. Водитель привлечен к ответственности (Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 25.05.2020 по делу № 12-7/2020). |
![]() |
10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу препятствовали и заставили изменить направление движения или скорость. Суд отметил, что ни в решении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому водитель должен был уступить дорогу. Свидетельские показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении водитель объяснил, что пешеход не выходил на пешеходный переход. Других доказательств не было. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Свердловского районного суда Иркутска от 25.05.2020 по делу № 12-243/2020). | ![]() |
Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершенного им преступления должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД, такие доказательства должны включать видеозапись и объяснения пешехода.