Ограниченная и недостаточная видимость: что означают термины в ПДД

Содержание
  1. Определения терминов в ПДД
  2. Что такое недостаточная видимость?
  3. Что такое ограниченная видимость?
  4. Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия
  5. Условия видимости
  6. Темное время суток
  7. Светлое время суток
  8. Условия ограниченной и недостаточной видимости
  9. Недостаточная видимость
  10. Ограниченная видимость
  11. Правила для недостаточной видимости
  12. Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости
  13. При ярком солнце
  14. В тумане
  15. В дождливую погоду
  16. В темноте
  17. В снегопад
  18. Как такие места обозначены
  19. Использование фар и фонарей
  20. Обозначение выступающего груза
  21. Световозвращатели для пешеходов
  22. Световозвращатели для велосипедов и мопедов
  23. Фонари для пеших колонн
  24. Ограничения на прогон животных
  25. Как увеличить недостаточную видимость?
  26. Особенности понятия ограниченной видимости
  27. Виды препятствий
  28. К постоянным препятствиям можно отнести:
  29. К временным:
  30. ПДД и ГИБДД о термине
  31. Правила для ограниченной видимости
  32. Движение
  33. Скорость движения
  34. Запрет обгона
  35. Световозвращающий жилет для водителя
  36. Дорожные знаки при ограниченной видимости
  37. Правила, если видимость небольшая
  38. Каким должно быть движение? Общие нормы
  39. Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
  40. Разворот
  41. Скорость
  42. Остановка и стоянка
  43. Способы увеличения видимости
  44. Советы начинающим водителям

Определения терминов в ПДД

Придется пойти скучным формальным путем и начать с формулировок, а их будет сразу три. В первую очередь, что такое обзорность на дороге вообще.

Видимость на дороге – это часть дороги и прилегающих к ней территорий/зданий/ландшафтов и т.п., доступная для ясного обозрения, расположенная во всех возможных направлениях, в пределах которой лицо, управляющее транспортным средством, может рассчитать его предельную безопасную скорость и принять шаги, при необходимости, для своевременной аварийной остановки.

Очевидно, что и «ограниченный», и «недостаточный» понятия ухудшают видимость. Но делают они это по-разному, а значит, и последствия могут быть разными.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная обзорность расшифровывается в п. 1.2 ПДД:

«Недостаточная видимость» означает видимость на дороге менее 300 м в условиях тумана, дождя, снега и подобных условиях, а также в сумерках.

Проще говоря, плохая видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Этот термин применяется к дорожной ситуации в целом. То есть, если водитель проедет еще сто метров по дороге, погода и время суток не изменятся, а видимость останется плохой.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз перейдем к пункту 1.2 ПДД:

«Ограниченная видимость»: видимость водителем дороги по направлению движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, зданиями, сооружениями или другими объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин «плохая видимость» также означает, что дорогу плохо видно. Однако в этом случае видимость чем-то ограничена, то есть какими-то объектами на дороге или рядом с ней.

Например, кусты растут по обочинам дороги, загораживая часть дороги своими ветвями.

Этот термин относится только к определенному месту, откуда плохо просматривается дорога. Если вы пройдете мимо объекта, ограничивающего видимость, то ограниченная видимость исчезнет.

Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия

Четко определив и глубже поняв термины, легко выделить их основные отличия и не запутаться в употреблении этих понятий.

Первое отличие содержится непосредственно в тексте Правил:

  1. Ограниченная и недостаточная видимость
    недостаточная видимость – явление всегда временное, и в большинстве случаев оно связано с ухудшением погодных явлений;
  2. ограниченная видимость возникает при постоянных (рельеф, сооружения) или временных (посторонние предметы на проезжей части, ремонтные работы) препятствиях на проезжей части.

Второе отличие является логическим продолжением первого:

  1. в связи с непредсказуемостью и временным характером погодных явлений невозможно предупредить водителей с помощью светофоров;
  2. большую часть времени можно заметить области, которые ограничивают зрение.

Третье отличие заключается в действиях водителя по обеспечению безопасности дорожного движения:

  1. при ухудшении погодных условий необходимо включить дополнительное освещение;
  2. при приближении к опасным участкам дороги обращайте внимание на предупреждающие знаки.

Условия видимости

Что такое плохая видимость в ПДД?

Условия видимости имеют принципиальное значение в деятельности водителя. Они определяют выбор скоростного режима, отказ от выполнения различных маневров, использование внешних осветительных приборов и другие аспекты движения.

Поэтому в зависимости от условий видимости должна быть организована и работа машиниста: обзорность лучше, водителю легче. И наоборот!

Правилами известны два основных вида видимости дороги и расположенных на ней объектов:

  • в зависимости от недостатка освещения (темное время суток; недостаточная видимость, светлое время суток);
  • в зависимости от ограниченной видимости (ограниченной видимости).

Рассмотрим эти условия видимости и особенности движения в них подробнее.

Темное время суток

Наступление ночи вынуждает водителя пользоваться световыми приборами, предусмотренными конструкцией его автомобиля. В основном это фары ближнего и дальнего света. Обязанности автомобилиста по эксплуатации рассмотрим отдельно. Что такое «темное время»?

Определение ПДД (п. 1.2):

«Темное время суток»: период времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Это легко понять: темное время суток начинается после того, как солнце исчезает за горизонтом и перестает посылать на Землю даже отблески своих лучей. Кончились сумерки, началось темное время суток. А уже утром темное время суток заканчивается рассветом утра.

Проще говоря, темное время суток – это темнота, когда без дополнительного освещения ничего не видно! Обзорность дороги становится минимальной, а водитель не просто вынужден, а просто физически вынужден использовать для вождения осветительные приборы, дающие больше дополнительного освещения. Требования к использованию таких устройств регламентирует специальный раздел 19 ПДД.

В противном случае есть угроза своевременно не заметить:

  • пешеход
  • транспортное средство;
  • какое-то препятствие на пути.

А итог традиционный: авария.

Поэтому при движении ночью водитель вынужден вести машину с такой скоростью, чтобы его тормозной путь (расстояние, необходимое для остановки без аварии) обязательно был меньше нормального расстояния видимости. И в этом вам полностью помогут внешние осветительные приборы.

А иногда, к сожалению, нет!

В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу и не двигаться по ней хаотично. Это закон безопасности!

Светлое время суток

Будем честными, современные Правила не дают понятия светового дня. И зря! Потому что даже днем ​​водитель вынужден использовать внешние световые приборы (ближний свет, противотуманные фары, дневные ходовые огни) при движении по дороге).

Но мы можем вполне самостоятельно определить эти условия видимости: когда нет темного времени суток и недостаточной видимости, мы движемся днем. Ладно, совсем не сложно придумать отсутствующее понятие в ПДД!

Условия ограниченной и недостаточной видимости

Еще несколько слов о разнице между этими понятиями: это важно, потому что будут применяться разные правила (обсуждаемые позже).

  • Ограниченная видимость характеризуется локальным препятствием для обзора. Достаточно продвинуться вперед на определенное количество метров, и ситуация изменится — препятствие больше не будет мешать. Также такие ограничения в некотором смысле предсказуемы, например знаки укажут сколько метров до глухого поворота и позади улучшится видимость (или как минимум изменятся условия).
  • Недостаточная видимость, напротив, менее локальна. Если, например, пошел снег, он обычно проходит по довольно большой площади, по которой следует транспортное средство. Также водитель не может точно предугадать начало и конец этого природного явления. Не забывайте о точном определении минимальной дистанции свободного обзора в 300 метров; если меньше, имеем случай недостаточной видимости.

Несмотря на длинные и подробные пояснения, понятно, что определение недостаточной видимости в ПДД РФ условно. Единственной четкой цифрой кажется расстояние в 300 метров, но на практике его расчет может быть не идеальным для водителя, который передвигается и не имеет специальных технических средств.

Для подробных расчетов при необходимости (например, после ДТП) применяются специальные правила ГОСТ 32963-2014, устанавливающие, в том числе, способы расчета расстояния в пути. Это достаточно специфический документ, использование которого без привлечения профильного специалиста вряд ли возможно.

Недостаточная видимость

А как быть с теми случаями, когда, вроде бы, видимость дороги и объектов на ней есть, но получить должное представление о происходящем невозможно? Когда естественное освещение вроде бы есть, но его явно недостаточно для полноценной картины восприятия…

В этом случае мы сталкиваемся с недостаточной обзорностью, когда водитель также (как и в случае темного времени суток) вынужден использовать внешние осветительные приборы (в основном ближний и дальний свет).

Определение ПДД (п. 1.2):

«Недостаточная видимость» означает, что видимость дороги составляет менее 300 м в условиях тумана, дождя, снега и т.п., а также в сумерках.

Как видно из определения, условиями недостаточной видимости могут быть:

1) снегопад (метель, метель и др.);

2) туман;

3) дождь (ливень и др);

4) сумерки (утренние и вечерние рассветы);

5) другие условия (смог, дымовые завесы от горящего леса и др.).

Во всех приведенных примерах ясно видно одно: недостаточная визуальная обзорность для безопасного движения автомобиля.

Но насколько сильной должна быть недостаточная видимость дороги, пешеходов, транспортных средств, препятствий и т д., чтобы эти условия считались недостаточной видимостью? Правила четко отвечают на этот вопрос.

Критерий недостаточной видимости – 300 метров. Конечно, начинающий водитель может озадачиться таким поворотом событий и задать себе два принципиальных вопроса.

1. Как определить это самое расстояние?

Примерно «на глазок» или по местным ориентирам. Например, центральные опоры освещения, расстояние до которых около 50 метров.

Это легко вычислить. А если вы не можете этого сделать, то лучше перестраховаться и начать соблюдать ПДД в условиях плохой видимости. То есть включить свет в требуемом режиме. Вы точно не ошибетесь!

2. Что означает «видимость с дороги менее 300 метров»? В какой степени должно быть нарушено нормальное зрительное восприятие, чтобы видимость считалась недостаточной?

И на этот вопрос есть ответ. Если водитель не может различить цвет автомобиля, его форму с такого расстояния (помните! — 300 метров), смутно видит контуры пешехода, не идентифицирует предметы на дороге — это недостаточная видимость.

Но, как и в первом случае, удобнее и безопаснее было бы перестраховаться, рассчитывая условия движения как недостаточную видимость. И опять же, используйте внешние осветительные приборы (согласно ПДД п. 19).

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только отсутствием естественного освещения (солнце, дневной свет) на дороге. Водитель также может двигаться в таких условиях, когда его поле зрения перекрыто каким-либо объектом, либо он движется по дороге со сложным профилем.

Правила называют это режимом малой видимости.

Определение ПДД (п. 1.2):

«Ограниченная видимость»: видимость водителем дороги по направлению движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, зданиями, сооружениями или другими объектами, в том числе транспортными средствами.

Физическое ограничение видимости является критерием ограниченной видимости. Возьмем наиболее характерные примеры.

1. Крутой поворот дороги.

2. Участок тропы в конце подъема.

3. Расположение объектов, не обеспечивающих должного обзора (здания и даже транспортные средства).

К сожалению, ПДД не до конца доработала вопрос о конкретном расстоянии, которое характеризовало бы ограниченную видимость. Но в самом тексте Правил (в разделах 8, 10, 11, 12) дан ответ: ограниченная видимость – это видимость дороги менее 100 метров.

В условиях ограниченной видимости водителю запрещается выполнение ряда маневров (например, обгон, поворот и т д., а также ограничения на остановку и стоянку). Более конкретно об этом мы поговорим при обсуждении соответствующих разделов Правил.

В условиях ограниченной видимости водителю рекомендуется снизить скорость. И понятно почему: вы должны видеть участок дороги, на который вы въезжаете, по внезапному появлению на нем каких-то объектов (например, препятствий или транспортных средств).

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин «плохая видимость» охватывает всю ситуацию, соответствующие правила в основном относятся к использованию огней и световозвращателей для снижения риска столкновения с незаметным объектом.

Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости

Подразумевает принятие некоторых мер безопасности во избежание аварийной ситуации. Для этого существуют прописанные законом правила, причем в разное время суток и при разных погодных условиях. Строго соблюдая их, вы обеспечите свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

Выбор скоростного режима определяется следующим образом:

  1. Скорость автомобиля не должна быть больше половины видимости (в метрах), то есть если дорога просматривается в туманные 30, то она должна двигаться примерно 15 метров в секунду или 40–50 км/ч.
  2. Нужно учитывать продолжительность тормозного пути, конечно, на мокрой, обледенелой или заснеженной трассе он всегда будет больше.
  3. Держитесь на безопасном расстоянии от транспортных средств впереди или позади вас.

При ярком солнце

Яркое солнце часто становится причиной несчастных случаев, поскольку ослепляет водителя, снижает видимость и утомляет глаза.

Этого можно избежать, используя:

  • поляризованные очки;
  • кепки с козырьками;
  • тонируем верхнюю часть лобового стекла.

В тумане

Туман может исказить восприятие истинного расстояния и скорости. Значительно уменьшает зону обзора для водителя, затрудняя навигацию.

Вам может казаться, что фары едущего навстречу автомобиля еще очень далеко, но на самом деле вы будете очень близко. Туман даже искажает цвета, конечно, кроме красного. Неудивительно, что светофоры красные.

Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное напряжение у водителя. А это в итоге приведет к неправильным и необдуманным действиям при вождении.

Поэтому в тумане всегда нужно строго соблюдать правила дорожного движения:

  1. Включите фары, если есть противотуманки, используйте их.
  2. Снизьте скорость передвижения до максимума.
  3. Включите стеклоочистители.
  4. Обгонять нельзя.
  5. Если окна запотели, немедленно включите систему отопления.
  6. Вы можете высунуть голову в окно, чтобы лучше видеть дорогу, и в то же время вы всегда должны прислушиваться к шуму вдалеке.
  7. Можно использовать звуковой сигнал, особенно на проселочной дороге.

В дождливую погоду

Вы должны быть особенно осторожны с ограничением скорости. Ведь, как известно, при мокрой дороге сцепление с дорогой снижается (в 2-3 раза). Это означает, что увеличивается вероятность заноса и увеличивается тормозной путь.

Особенно вреден для дороги начавшийся дождь: вся пыль, масло от автомобилей, копоть и покрышки начинают растекаться по дороге и создают скользкую пленку. Когда дождь смоет его, сцепление возобновится.

Поэтому вы должны повысить свою бдительность, чтобы это могло компенсировать плохую видимость на дороге. Автомобиль должен двигаться плавно, без рывков и резких поворотов. Скорость движения всегда должна соответствовать видимости.

В темноте

Особенностью темноты является плохое освещение или его полное отсутствие. Поэтому у водителя будет 2 опасности: ненормальная обстановка и усталость.

В темноте видимость всегда ухудшается, ведь более 80% информации человек получает через зрение. Глазам нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к темноте.

При слабом освещении след становится трудно увидеть.

Немного победить темноту помогут:

  • сонный водитель;
  • снижение скорости;
  • дальний свет;
  • повышенная бдительность;
  • также нужно следить за состоянием осветительных приборов — всего один не горящий габаритный фонарь сзади может визуально изменить габариты любого автомобиля, уменьшив их до полуметра.

В снегопад

Большую опасность для всех представляет зимой неубранная вовремя взлетно-посадочная полоса. Но в начале зимы, когда появляется первый лед и снег, опасность удваивается.

Увеличивается количество аварий и столкновений, часто это связано с тем, что водители не подготовились к этому периоду и еще не адаптировались к меняющимся условиям движения.

Сейчас дороги обрабатывают реагентами, эти, растворяя снег, вместо этого образуют массу грязи, которая вылетает из-под колес, забивая лобовые стекла машин. В результате ухудшается видимость. И даже постоянные омыватели лобового стекла и дворники не всегда помогают.

Как такие места обозначены

В случае недостаточной видимости используются специальные светоотражающие элементы. Но в ПДД нет специализированной сигнализации для участков дорог с ограниченной и недостаточной видимостью.
Будьте осторожны в пути и всегда будьте начеку! Безопасность имеет первостепенное значение.

Использование фар и фонарей

Машина в тумане

Правила использования фар и фонарей в условиях плохой видимости приведены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

Во время движения должны быть включены следующие огни:

  • Фары ближнего или дальнего света — на механических транспортных средствах.
  • Фары или фонарики — на велосипеды.
  • Фонари — на конных повозках.
  • Габаритные огни — на прицепах и буксируемых транспортных средствах.
  • Опознавательный знак «Автопоезд».

Помимо фар, при движении в условиях плохой видимости могут включаться противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или парковке должны быть включены:

  • Парковочные огни. В дополнение к ним могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и противотуманные фары.
  • Опознавательный знак «Автопоезд».

Обозначение выступающего груза

23.4. Грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или вбок более чем на 0,4 м от внешней кромки габаритного огня, должны быть маркированы опознавательными табличками «Негабаритный груз», а в ночное время и в условиях недостаточной видимости , дополнительно спереди — фонарь или светоотражатель белого цвета, сзади — фонарик или светоотражатель красного цвета.

Грузы, значительно выступающие за габариты автомобиля, должны быть дополнительно обозначены фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется движение пешеходов, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов на транспортном средстве водители.

В условиях плохой видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или передвижении по ней (по обочине или по проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели обязательны, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении ночью или в условиях плохой видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и следить за тем, чтобы эти предметы были видны водителям других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование отражателей не является обязательным, но правила по-прежнему рекомендуют иметь эти элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается только в направлении движения транспортных средств с правой стороны не более четырех человек в ряду. Впереди и сзади колонн с левой стороны должны быть конвоиры с красными флагами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными огнями: впереди — белые, сзади — красные.

В условиях недостаточной видимости организованная пешеходная колонна должна быть обозначена фонарями (спереди — белого цвета, сзади — красного цвета).

ПДД для организованной стоячей колонны

Ограничения на прогон животных

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам грузов, верховых животных и крупного рогатого скота запрещается:

  • перегон животных через железные и автомобильные дороги вне специально отведенных зон, а также в ночное время и в условиях недостаточной видимости (кроме скотоперегонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости проход животных по дорогам запрещается (кроме проезда через тоннели или специальные мосты для животных).

То есть все правила для условий плохой видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и снизить риск столкновения.

Как увеличить недостаточную видимость?

Сделать это можно с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и др. просто нужно заботиться о других участниках дорожного движения, это не должно создавать для них неудобств.

Особенности понятия ограниченной видимости

Недостаточная и ограниченная видимость — разные понятия, но их часто путают. Недостаточная видимость – это условия, создаваемые природными явлениями, плохим освещением дороги. Примером могут быть: туман, слабое освещение или его отсутствие на городских дорогах, снегопад, дождь, пыль и т д. Под определение ограниченной видимости попадает все, что мешает хорошему обзору дороги. Это может быть: здание, холм, гора, дерево, опасная зона и поворот, за которым не видно дороги.

Виды препятствий

Все условия ограниченной видимости делятся на постоянные и непостоянные. К последним относятся:

  • дорожные препятствия, которые можно устранить;
  • ремонт дорог;
  • автомобильная остановка на дороге.

Ограниченная видимость может быть постоянной. К этому типу относятся особенности рельефа дороги, всегда создающие ограничения: днем, ночью, при снегопаде, в ясный день. Случайные или временные ограничения могут создавать препятствия только на время. Например, упало дерево или образовалась пробка. Через некоторое время машины разъедутся, дерево уберут, и возобновится вид на дорогу. А что означает ограниченная видимость постоянного типа?

Примером этого могут быть здания, блокирующие дорогу, деревья, холмы или горы. Все это постоянно закрывает обзор водителю вне зависимости от времени суток. И никто не может улучшить видимость дороги, если не снести здание или не срубить деревья.

К постоянным препятствиям можно отнести:

  • горы;
  • пилы;
  • здания;
  • извилистые повороты.

К временным:

  • остановившиеся транспортные средства;
  • ремонтные работы;
  • другие препятствия.

Естественный рельеф создает для водителя ограниченную видимость днем ​​и ночью, в сумерках, в дождь, снег или туман, а случайные препятствия ограничивают видимость только на определенный период времени.

Условия недостаточной видимости предполагают наличие временных природных явлений в виде дождя, снега, тумана, сумерек, которые в определенной степени мешают видению ситуации на дороге. Недостаточной видимостью считается видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снега и подобных им, а также в сумерках.

ПДД и ГИБДД о термине

Существуют правила против обгона в таких условиях. Это установлено ПДД, пункт 11.5 «Запрещается совершать обгон в тех местах, где объекты, создающие ограниченную видимость, закрывают обзор водителей на дороге». Если инспекторы ГИБДД внезапно останавливаются и говорят, что водитель нарушил пункт 11.5, то это, как правило, связано с особенностями рельефа, которые не были учтены при вождении.

Также существуют правила, запрещающие обгон в условиях плохой видимости. Говорят, что если водитель видит менее чем на 300 метров, то видимость недостаточна. В таких условиях невозможно обогнать другую машину.

Правила для ограниченной видимости

Движение

Жестких требований к движению в таких условиях в ПДД нет. Требование здесь только одно: корректировать движение с учетом качества дороги и оценки общей ситуации. В ПДД нет точных данных о дальности прицеливания, которая считается ограниченной. Хотя в тексте правил есть информация о том, что все участки дорог, где видимость менее 100 метров, находятся в условиях ограниченной видимости. В правилах содержится информация о том, что в таких условиях нельзя совершать различные маневры, обгонять автомобиль, есть ограничения на остановку, стоянку и совершение разворота.

Стоит помнить, что соблюдая правила дорожного движения в условиях ограниченной видимости, водитель защищает не только себя, но и других участников дорожного движения.

Правила дорожного движения (ПДД) содержат определения условий недостаточной видимости и условий ограниченной видимости. Согласно ПДД, недостаточная видимость является следствием ограниченной освещенности проезжей части, вызванной природными явлениями, а ограниченная видимость — видимостью, ограниченной естественным рельефом местности или временными препятствиями.

Скорость движения

Во время движения необходимо соблюдать дистанцию ​​с другими участниками дорожного движения, а также использовать источники света:

  • если во время движения идет снег или дождь, то есть условия недостаточной видимости, то следует использовать противотуманные фары или дальний свет, ближний свет;
  • за городом используется дальний свет, а в случаях, когда планируется обгон или на встречной полосе находится автомобиль, свет переключается на ближний на расстоянии 150 метров.

Для безопасного движения автомобиля в условиях хорошей видимости учитывают:

  1. При скорости 90 км/ч видимость встречной машины составляет 300 метров, а препятствия видно примерно на 175 метров.
  2. При скорости 30 км/ч видимость автомобиля составляет 90 метров, а препятствий — 45 метров.

При ограниченной видимости водитель может оценить дорогу на расстоянии менее 5-10 метров. После того, как препятствие для зрения исчезнет, ​​зрение возобновится.

ГОСТ 52289-2004 отражает информацию о том, какие знаки следует устанавливать в местах постоянной ограниченной видимости. Так, согласно стандартам, в опасных местах устанавливаются такие знаки, как «Обгон запрещен», «Опасный поворот», «Крутой спуск», а также «Крутой подъем». Есть варианты со специальной маркой. Если на дороге несколько поворотов, устанавливается знак «Опасные повороты».

Запрет обгона

11.4. Обгон запрещен:

  • в конце подъема, на опасных поворотах и ​​в других местах с ограниченной видимостью.

На участках дороги с ограниченной видимостью обгон транспортных средств запрещен.

Где запрещен обгон?

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. При вынужденном торможении транспортного средства или дорожно-транспортном происшествии вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях ограниченной видимости на дороге или обочине надевать куртку, жилет или жилет-накидку с нашивками из световозвращающего материала, соответствующего требованиям. ГОСТ 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил гласит, что при ограниченной видимости водитель должен носить одежду со светоотражающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченной и недостаточной видимости.

Например, водитель находится в пути на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет светоотражающий жилет, это никак не повлияет на его безопасность, ведь его все равно не будет видно за углом.

Если водитель носит куртку со светоотражающими полосами в условиях плохой видимости (в тумане), водители проезжающих мимо транспортных средств смогут быстрее это заметить и принять меры, чтобы избежать столкновения.

Также можно вспомнить, что ранее в тексте этой статьи встречалось, что фары, фонари и световозвращатели нужно использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут быть установлены следующие дорожные знаки:

Сигнал 1.11.1 Опасный поворот
Сигнал 1.11.2 Опасный поворот

Сигнал 1.34.1 Направление вращения
Сигнал 1.34.2 Направление вращения

Примечание. Помимо крутых поворотов есть и другие места с видимостью менее 300 метров, но они не отмечены специальными знаками.

Правила, если видимость небольшая

Есть также несколько пунктов правил, применимых ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть причина плохой видимости значения не имеет, правила нужно соблюдать в любом случае.

Каким должно быть движение? Общие нормы

Эти правила плохой видимости человека за рулем не зависят от вида препятствия видимости и применяются в любом случае:

Объяснение пункта SDA
8.11 Разворот запрещен в условиях видимости не более 100 метров в каждую сторону
12,4 В условиях видимости, не превышающей 100 метров в каждую сторону, запрещается останавливаться
7.2 Если остановка вынужденная, то в условиях плохой видимости должен выдаваться сигнал аварийной остановки (при включенном аварийном сигнале, обязателен в любом случае).

Скорость движения регулируется отдельно во всех случаях плохой видимости. Согласно пункту 10.1 ПДД России скорость должна не только не превышать установленные пределы, но и выбираться с учетом других факторов, в том числе видимости. Скорость должна позволять водителю контролировать ситуацию и при необходимости безопасно тормозить до остановки.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

7.2. При остановке автомобиля и включении сигнализации, а также в случае неисправности или отсутствия автомобиля сигнал аварийной остановки должен выдаваться немедленно:

  • при вынужденной остановке в местах, где это запрещено, и где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и машину плохо видно, то он должен активировать аварийную сторону и выставить знак аварийной остановки.

Разворот

8.11. Разворот запрещен:

  • в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

При видимости менее 100 метров развороты запрещены.

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленный скоростной режим, с учетом интенсивности движения, характеристик и состояния транспортного средства и груза, дорожных и погодных условий, в частности видимости в направление движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость по ходу движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью есть смысл притормозить.

Очень часто причиной ДТП является тот факт, что водитель, не сбавляя скорости, въезжает в туман или дым и наезжает на неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

12.4. Остановка запрещена:

  • на дороге вблизи опасных поворотов и выпуклых изломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одну сторону;

Помимо разворота, запрещается останавливаться и парковаться в местах с видимостью менее 100 метров.

Резюмируя данную статью, необходимо сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях плохой видимости дороги.

Если видимость ограничена из-за погодных условий, правила дорожного движения предполагают использование осветительных приборов и световозвращателей. Если причиной плохой видимости является особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасных маневров.

Ну в любом случае, если путь выглядит недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Способы увеличения видимости

Для улучшения условий движения в сумерках, во время снегопада, дождя и других природных явлений необходимо:

  • в движущемся автомобиле включить дальний и ближний свет; Правила также допускают включение противотуманных фар с ближним и дальним светом;
  • Способы повышения видимости
    при остановке и стоянке автомобиля включать габаритные огни с ближним светом, противотуманные и задние противотуманные фонари;
  • используйте омыватели и дворники ветрового стекла;
  • снизить скорость до уровня, позволяющего в случае необходимости остановиться, не создавая аварийной ситуации;
  • увеличьте дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, чтобы обеспечить больше места и времени, чтобы избежать опасности.

При ограничении просмотра вам следует:

  • не игнорировать предупреждающие знаки о приближении к опасному участку дороги, предписывающие и информационные знаки;
  • изменять скоростной режим в соответствии с указаниями дорожных знаков и с учетом ситуации на дороге.

Советы начинающим водителям

Что означает термин «ограниченная видимость»? Это знает каждый опытный водитель. Но его очень легко спутать с понятием «недостаточный». Студенты автошкол часто допускают такую ​​ошибку на выпускных экзаменах. В этом случае поможет логическая хитрость. Недостаточная видимость – это состояние при недостатке освещенности, то есть отсутствии необходимого света. И ограниченный: неполный обзор тропы по физическим причинам.

Не забывайте о культуре поведения на дороге. При движении в условиях плохой видимости у водителей есть негласное правило: приближаясь к другому автомобилю, вместо дальнего включать ближний свет. Следовательно, он не будет слепить человека, управляющего встречным транспортным средством.

Оцените статью
Блог о юридической помощи