Штраф за пешехода на переходе: какой будет в 2022 году если не пропустил

Содержание
  1. Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
  2. Официальная трактовка на 2022 год
  3. Последнее изменение
  4. Штраф за непропуск пешехода в 2021 году
  5. В каком случае и какой штраф грозит за непропуск пешехода?
  6. Порядок назначения штрафа
  7. Пропустить или уступить? Теория
  8. Кого водитель обязан пропустить?
  9. А кому должен уступить?
  10. Важная тонкость про преимущество
  11. А если пешеход остановился?
  12. Ещё важные тонкости переходов
  13. Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
  14. На пешеходном переходе
  15. При повороте на перекрестке
  16. При въезде и выезде с прилегающей территории
  17. Слепые пешеходы во всех случаях
  18. По пути к общественному транспорту
  19. На обочине
  20. Как понять, что водитель не пропустил пешехода?
  21. В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода
  22. Как уступить дорогу пешеходу
  23. Ответственность водителя за наезд на пешехода
  24. Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
  25. Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
  26. Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
  27. Куда и как жаловаться?
  28. Что происходит в судах?

Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»

Фразу «уступить дорогу» многие трактуют по-своему. Четкие пояснения даны в п. 1.2 ПДД РФ. Эта концепция относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не заставлять пешеходов менять скорость или направление движения.

Кроме того, 29 ноября 2014 года были внесены изменения в правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофора или регулировщика. Теперь, согласно пункту 14.1 ПДД, автомобилист, подъезжающий к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на зебре есть пешеходы или они просто наступили на нее.

Изменения коснулись и пункта 14.2 ПДД. Согласно новости, если транспортное средство, движущееся по той же дороге и находящееся в соседней полосе, останавливается или тормозит на перекрестке, не оборудованном светофором или регулировщиком, остальные водители также должны остановиться или снизить скорость.

Ранее пункт 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Настройки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к выдаче пешеходного билета.

Официальная трактовка на 2022 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути), чтобы совершить переход.

Последнее изменение

Способ пешеходного перехода, согласно п. 14.1 ПДД, изменился только с последним нововведением от 14 ноября 2014 г. Ранее в Регламенте предусматривалось, что водитель обязан «уступить дорогу» пешеходу, а теперь есть обязанность «уступить дорогу», а в чем разница, вы поймете ниже.

Изменение пункта 14.1 Правил Было новое издание
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться перед пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих или выходящих на проезжую часть. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Штраф за непропуск пешехода в 2021 году

Рассмотрим статью 12.18 КоАП:

Статья 12.18. Не отдавать приоритет пешеходам или другим участникам дорожного движения

Несоблюдение установленной Правилами дорожного движения обязанности уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), имеющим преимущественное право движения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2021 году размер штрафа составляет от 1500 до 2500 рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне производится сотрудником ГИБДД. При этом необходимо учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил правонарушение впервые, как и прежде, он получит минимальный штраф в размере 1500 рублей.

В каком случае и какой штраф грозит за непропуск пешехода?

Водителей до сих пор учат в автошколах: если вы видите пешехода, приближающегося к пешеходному переходу на горизонте, сбавьте скорость и пропустите его, даже если это бабуля, передвигающаяся с черепашьей скоростью. Никто не знает, о чем думает пешеход, переходя улицу, поэтому лучше лишний раз убедиться. А что, если вы подъехали к перекрестку в тот момент, когда пешеход вышел на дорогу?

«Уступить дорогу пешеходу» означает остановиться и не двигаться, чтобы пешеходу не пришлось менять скорость или направление движения. Иными словами, если вы проезжаете перекресток в момент, когда человек уже начал движение по нему и был вынужден остановиться или вернуться на тротуар, вы рискуете получить штраф от 1,5 до 2,5 тысяч рублей (размер зависит от того, как часто водители попадаются на нарушениях ПДД).

Порядок назначения штрафа


В случае нарушения пункта 14.1. Сотрудники ГИБДД, заметившие проступок, сотрудники ГИБДД остановили транспортное средство для выяснения факта проступка и вынесения решения о наложении административного взыскания в денежном выражении. Процесс осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Полицейский останавливает машину, подходит к машине и представляется. К таким действиям его обязывает пункт 45 Административного регламента МВД.
  2. По требованию водителя в соответствии с тем же пунктом 45 регламента сотрудник ГИБДД предъявляет удостоверение, не выпуская его из рук.
  3. Затем инспектор ГИБДД запрашивает документы, устанавливающие право собственности на автомобиль, водительские права, страховой полис ОСАГО; объяснить причину остановки.
  4. При наличии доказательств того, что пешеход не был пропущен, они должны быть представлены в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, записи видеокамер или фотографии. Кроме того, в обязанности сотрудника ГИБДД входит опрос очевидцев происшествия и самих пострадавших.
  5. После этого сотрудник ГИБДД заполняет протокол, где указывает сумму материального штрафа. Он дает водителю копию бланка и разъясняет условия обращения, порядок оплаты ГИБДД и ответственность за его игнорирование.

Пропустить или уступить? Теория

И это самая главная тонкость российского законодательства 2022 года, касающаяся пересечения путей пешеходов и водителей. И мы намеренно указали в подзаголовке, что сначала обсудим теорию: как нужно пропускать пешеходов согласно букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, бывает по-другому.

Теперь запомните главное правило:

  • в 2022 году водитель обязан пропускать по ПДД только слепых пешеходов и детей при их перевозке автобусом (пункты 14.5 и 14.7),
  • во всех остальных случаях новые Правила требуют от вас уступки.

В чем разительная разница между этими двумя действиями и как пропускать пешеходов по пешеходному переходу и как уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что термина «пропуск» для пользователей-пешеходов в ПДД нет. Поэтому на практике вы просто обязаны гарантировать право преимущественной покупки, как именно вы это сделаете, орган, рассматривающий дело, решит, усматривает ли он в этом нарушение.

А кому должен уступить?

Но надо уступить дорогу! Итак, давайте посмотрим на последовательность какой-то логической цепочки:

  1. 14.1 и другие пункты содержат требование об уступке водителем пешеходам, пересекающим проезжую часть по «зебре» или взбирающимся на нее для перехода; именно об этом говорят новые Правила, не так давно требование звучало как «прыжок»,
  2. переходим к определению этого глагола в п.1.2 ПДД и видим, что уступить дорогу — это не начать, не продолжить, не возобновить движение, если это заставит других участников дорожного движения изменить либо траекторию, либо скорость,
  3. что такое преимущество, ответ мы видим здесь — это право первым пройти или проехать по определенному намеченному пути, при этом другие участники должны уступить вам.

А теперь еще проще! Итак, вы не выполнили требование Правил доходности, если:

  • в результате своего движения пешеход изменил путь движения, или скорость, или то и другое,
  • в то же время еще одним важным условием является то, чтобы оно произошло именно благодаря его началу, возобновлению или продолжению движения; например, вы не притормозили перед переходом, вообще не остановились или остановились и начали движение, напугав пешехода, еще находясь перед автомобилем.

Обязан ли водитель уступать дорогу человеку?

Важная тонкость про преимущество

Заметим, что термин «преимущество» подразумевает еще одну тонкость: чтобы существовало это самое преимущество, пути водителя и пешехода должны пересекаться. Причем пересекаются они не только в пространстве, но и во времени. То есть несоблюдение требования уступить водителю-пешеходу обязательно приведет к столкновению с первым — ДТП.

Так что, если их пути не пересекаются во времени, то у вас нет никаких обязательств. Например, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрестке, где пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу. Но дорога вашего назначения имеет 10 полос движения, и между адресами также есть разделительный остров. Пешеход, в свою очередь, оказывается уже в десятой полосе от вас, а вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете в первую.

При этом траектории ваших перемещений во времени не пересекаются. Должен ли я уступить пешеходу в этом случае? Очевидно нет! Но это только в теории…

Еще одна тонкость этого термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет четкую зависимость от права движения в желаемом направлении. То есть при отсутствии права обращения нет права на приоритет такого обращения. Очень логично!

Из этого также следует, что нет обязанности уступать при отсутствии преимущества. Например, если пешеход начал переходить улицу на запрещенном светофоре на регулируемом перекрестке, то вы не обязаны ему уступать. Поэтому такого требования в ПДД 2022 нет.

Но и в этом случае намеренно создавать опасность все же не стоит; Об этом мы поговорим в последнем разделе этой статьи.

Отметим, что речь идет о нарушении пешеходом, именно лишающем его права двигаться в нужном направлении. И, например, если пьяный пешеход появился в общественном месте, не огляделся и не убедился в безопасности перехода, это не лишает его права на сам переход. Следовательно, преимущество никуда не исчезает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить дорогу.

А если пешеход остановился?

Ни ГИБДД, ни суды не разъяснили ситуацию, когда пешеход по тем или иным причинам долго переходит дорогу. Например, он упал и не встает, намеренно остановился, чтобы «повесить трубку.

Но здесь будут хорошие новости. По букве ПДД нельзя менять его скорость или траекторию. И если пойти дальше, это требование будет выполнено. Ведь пешеход не находится в причинно-следственной связи с его возобновлением, продолжением или началом движения.

Согласно описанной выше практической стороне, вы должны оставаться на ногах до того момента, пока пешеход не покинет зебру. Но с большой долей вероятности инспектор ГИБДД, увидевший такое поведение участника-пешехода, штраф водителю не выпишет. Кроме того, правильно было бы привлечь к такому нарушению пункта 4.6 ПДД самого пешехода.

Ещё важные тонкости переходов

Теперь давайте посмотрим на некоторые более важные вещи об уступке.

  • Выше мы рассмотрели примеры ситуаций, когда сам пешеход не прав, он не имеет права двигаться. Но будьте осторожны, в законодательстве 2022 года есть правило, которое требует от водителя возмещения вреда здоровью и жизни, даже если в ДТП нет вины. То есть, если водитель сбил пешехода по вине последнего, он все равно возмещает причиненный ему ущерб (а пешеходу — ущерб автомобилю). И если умысел водителя доказан, то винить можно только последнего.
  • Велосипедист не пешеход, и правила дорожного движения требуют, чтобы он слез через зебру. Таким образом, вы не обязаны уступать велосипедисту, движущемуся через переход. Но и давить тоже нельзя. Здесь применяется то же правило источника наибольшей опасности, описанное в предыдущем абзаце.

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути), чтобы совершить переход.

Самая распространенная ситуация, не вызывающая вопросов у водителей, — пешеход на пешеходном переходе:

Пешеходный переход

Именно с переходами водители связывают штраф за непропуск пешехода, но это далеко не единственная ситуация, при которой может быть наложен штраф.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водители должны уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую они поворачивают.

Ситуация, вызывающая больше всего вопросов, — поворот на перекрестке:

Пешеход на переходе

Имейте в виду, что водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:

  • на перекрестке нет разметки;
  • водитель едет по главной дороге;
  • у водителя есть зеленый сигнал светофора, который разрешает ему поворачивать;
  • пешеходы на красный свет.

Единственный раз, когда вам не нужно уступать дорогу, это когда вы едете прямо через перекресток, и в то же время нет отмеченного перекрестка.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступать дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при выезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, с которыми он пересекает дорогу.

Выход из окружения

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступать дорогу слепым пешеходам, которые подают сигнал белой тростью.

Слепой пешеход

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель обязан уступить дорогу приближающимся или выходящим из маршрутного транспортного средства пешеходам, находящимся на месте остановки (со стороны дверей), если посадка и высадка осуществляются с дороги или с расположенной в ней площадки.

При этом уступать дорогу необходимо только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут по автомобильному маршруту. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, везет сотрудников компании, то водитель не обязан уступать им место.
  • Пешеходы подходят к автобусу со стороны дверей.

Высадка пассажиров

Приведу пример распространенной аварии, о которой должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (слева) находится остановка общественного транспорта. К нему подъехал встречный автобус. Увидев это, пешеходы справа от проезжей части начинают переходить проезжую часть, не глядя на машины. Как правило, от этого страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения правил дорожного движения водитель не обязан уступать дорогу этим пешеходам. Однако гораздо проще затормозить, чем попасть в аварию (даже невинную) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Водители мопедов могут двигаться по обочине, если это не мешает пешеходам.

25.2. Повозки, запряженные лошадьми (сани), верховые и вьючные животные должны перемещаться только в ряд как можно дальше вправо. Езда по обочине разрешена, если она не мешает пешеходам.

Ну и еще одна ситуация — разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки на обочине должны уступать дорогу пешеходам. Нарушение этого правила также может повлечь за собой штраф.

Как понять, что водитель не пропустил пешехода?

Пункт 14.1. ПДД требует от водителя уступать дорогу пешеходам на проезжей части и переходить дорогу согласно разметке. Для того чтобы сделать правильный пропуск для пользователей пешеходной дорожки с точки зрения закона, необходимо следовать алгоритму:

  1. Водитель подъезжает к отмеченному перекрестку и видит, что пешеход уже вышел на проезжую часть.
  2. Тормозит или притормаживает, таким образом не мешая идущему человеку. Если пользователь пешеходной дорожки меняет направление движения по собственной инициативе, а не из-за действий автомобилиста, нарушения пункта 14.1. Здесь нет правил дорожного движения, поэтому водителю не грозит штраф за то, что он не пропустил пешехода.
  3. Дождавшись выезда пешехода с пересечения их общих путей, лицо, управляющее автомобилем, имеет право продолжить движение. В этом случае можно продолжать движение, даже когда человек еще в пути, так как основная задача, уступка, уже выполнена.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не было соблюдено, считается, что водитель не пропустил пешехода, в нарушение пункта 14.1. ПДД и в 2022 году вам грозит штраф за непропуск пешехода от 1500 до 2500 руб.

В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода

Однако наказания за, казалось бы, непростительный поступок можно избежать, если правила нарушил не водитель, а сам пешеход.

В судебной практике почти всегда прав пешеход. Но есть и исключения: пешеход ошибается, если ехал на красный свет или ничего не делал при переходе (особенно, если был при этом в состоянии алкогольного опьянения).

Кроме того, водитель не будет считаться нарушителем, если пешеход проезжал переход на велосипеде. Правила дорожного движения заставляют велосипедистов спешиваться перед переходом улицы.

Чтобы доказать свою правоту, водителю потребуется запись с видеорегистратора (или свидетели).

Что делать, если нет записи DVR?

Записи с камер наружного видеонаблюдения можно запросить в Центре автоматизированной регистрации административных правонарушений в сфере дорожного движения.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, который необходимо затронуть в данной статье: «Как уступить дорогу пешеходу?» Дело в том, что текст ПДД, касающийся этого вопроса, за последние годы несколько раз менялся. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, затем пропустить его, а затем снова уступить дорогу. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не помнят, как на самом деле действовать.

Итак, если вы еще раз посмотрите на ПДД выше, то заметите, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен уступать:

«Уступить дорогу (не препятствовать)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, совершать какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество перед ним, изменить направление или скорость движения.

Следовательно, водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил ни скорости, ни направления движения.

Например, если по соседней полосе навстречу вашей машине идет пешеход, обязательно остановитесь.

Однако если проезжая часть широкая (6 полос) и пешеход начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не нужно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в стороне от вашего автомобиля. Нет смысла ждать, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают ему проехать переход.

Что касается незрячих пешеходов, которые указывают белой тростью, то их нужно пропустить. Тем просто нужно остановиться и подождать, пока пешеход не уйдет с проезжей части.

В заключение хочу отметить, что за последние годы культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на перекрестках. Следовательно, штрафы налагались реже.

Ответственность водителя за наезд на пешехода

При легком ранении пешехода (кратковременное расстройство здоровья, до 21 дня выздоровления) штраф для водителя составит от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до полутора лет. За вред средней тяжести — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение прав на два года. В случае причинения тяжких телесных повреждений или гибели пешехода предполагается уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошло наезд на пешехода, согласно п. 2.6 ПДД, водитель, участвовавший в таком ДТП, обязан:

  • Примите меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызовите скорую помощь и полицию.

  • В экстренных случаях направлять пострадавших в больницу по мере проезда транспорта и оставаться на месте происшествия. Но если это невозможно, он сам должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу. Там водитель обязан назвать свое имя, номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и техпаспорта транспортного средства) и вернуться на место происшествия.

  • Освободить проезжую часть при невозможности движения других транспортных средств, предварительно зафиксировав, в том числе посредством фото- или видеофиксации, положение транспортных средств относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, следов и предметов, связанных с происшествием, и снять все возможные меры по сохранению и организации диверсии с места происшествия.

  • Запишите имена и адреса очевидцев и ждите приезда полиции.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызов ГИБДД для фиксации факта столкновения. Постарайтесь найти свидетелей и запишите их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, вам очень помогут очевидцы).

  • Обратитесь в медицинский центр и устраните повреждение.
  • Попав в аварию и получив травмы, трудно понять, насколько это серьезно. Были случаи, когда через несколько дней при обращении в медпункт у пострадавших обнаруживали телесные повреждения различной степени тяжести. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Кроме того, без медицинских справок получить компенсацию будет невозможно. Протокол ГИБДД и справка из медицинской организации послужат доказательством того, что вы получили травму на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Страховая компания водителя должна возместить ущерб пострадавшим (при наличии действующего полиса ОСАГО это обязательное условие участника дорожного движения). Если пострадали люди, сумма компенсации составит до 500 тысяч рублей, если только имущество – до 400 тысяч. Если у правонарушителя нет полиса ОСАГО, взыскать деньги с правонарушителя необходимо будет в судебном порядке.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Главный аргумент в защиту водителя – отсутствие доказательств вины. Вкратце рассуждения могут быть такими: раз нет видео и объяснений пешехода, которому не дали перейти дорогу, то как доказывается вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляется протокол и постановление. Последним документом ему вменяют административную ответственность, так как устанавливают его вину. При написании протокола ему разъясняются права водителя, и ими надо пользоваться.

  • Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, не совершали его.
  • Запишите пояснения в протокол или на отдельном листе бумаги. Обязательно указать в решении, что пояснения прилагаются. Не надо тут писать, что пешеход появился внезапно, его не было видно и т.п. Такого языка следует избегать. Либо человек был на дороге, либо нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешехода так, как он видел вас, но ваши действия не заставляли его менять скорость и направление движения.
  • Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его дать вам свои контактные данные. Это позволит пешеходу обжаловать в суде жалобу на постановление. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
  • Если допустить совсем уж крайний случай: снять пешехода на камеру телефона. Пусть скажет, что вы не мешали ему переходить улицу. Эту запись можно использовать при обжаловании решения инспектора.
  • Обязательно сохраните видео с диктофона. Его можно предъявить в суде и использовать в качестве доказательства защиты.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (высшее должностное лицо), например, в отдел ГИБДД ГИБДД МВД России по городу (району, району), или в районный суд по месту нахождения этого агентства.

В постановлении указывается орган (высшее должностное лицо), в который жалоба может быть направлена ​​по почте. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите недоказанность Вашей вины по делу об административном правонарушении. Подходящие для конкретного случая формулировки можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе необходимо приложить копию принятого Вами решения, а также дополнительные материалы при наличии: видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок подачи жалобы – 10 дней со дня получения копии решения. При этом первым днем ​​считается день, следующий за днем ​​вынесения решения.

Что происходит в судах?

Привлечь водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») перед инспектором пешеход не нуждался. Однако в упомянутом выше письме МВД ГИБДД рекомендуется зафиксировать нарушение на видео и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Если это произойдет, судебная практика это покажет. До сих пор нет необходимости говорить о вашем подразделении. Ниже мы рассмотрим судебные решения, которые водители могут использовать в свою защиту.

1. Суд пришел к выводу о виновности водителя только на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД Главного управления МВД России. Видеозаписи или объяснений от пешехода по делу не было. Высший суд оставил приговор в силе. Водитель привлечен к ответственности (Решение Ставропольского промышленного районного суда от 26.10.2017 по делу № 12-655/2017).
2. Суд пришел к выводу, что водитель невиновен. Видеозаписи ГИБДД в судебное заседание не предъявлялись. Доказательств вины нет, кроме сведений, установленных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Водитель к ответственности не привлечен (Решение Раменского городского суда Московской области от 29.05.2020 по делу № 12-391/2020).
3. Вина водителя подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на дороге, но не препятствовал ему, то есть пешеход не менял траекторию движения. Суд отметил, что если первым лицом в пределах пешеходного перехода является лицо, намеревающееся перейти проезжую часть, независимо от технической возможности безопасного перехода, водитель должен остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности (Решение Хабаровского промышленного районного суда от 29.05.2020 по делу № 12-222/2020).
4. Суд указал, что водитель обязан остановиться и уступить дорогу в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, заставить его изменить траекторию движения и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним обусловлена ​​необходимостью уступить дорогу пешеходам. Поэтому факт нарушения ПДД определяется по наличию человека на дороге. Суд не сделал вывод о виновности водителя на основании представленного видео. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 29.05.2020 по делу № 12-23/2020).
5. Судом установлено, что требования пункта 14.1 ПДД не предусматривают обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе лица по нерегулируемому пешеходному переходу.
Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтвердила запись видеорегистратора: из-за автомобиля, припаркованного под углом к ​​дороге в непосредственной близости от пешеходного перехода, внезапно вышел мужчина. Суд признал пешехода виновным, водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинского районного суда Владивостока от 28.05.2020 по делу № 12-316/2020).
6. Суд указал, что нарушение было выявлено при проведении визуального контроля сотрудником ГИБДД, исполнявшим свои служебные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, поэтому считать сведения, предусмотренные протоколом и постановлением в постановлении, нецелесообразно дело о недостоверном административном правонарушении.
При этом в деле нет ни видеозаписи, ни объяснений пешехода. Вина была установлена ​​только на основании протокола, решения и объяснений водителя, согласно которым он своей вины не признавал. Водитель привлечен к ответственности (Решение Егорьевского городского суда Московской области от 28.05.2020 по делу № 12-62/2020).
7. Суд не установил вину водителя. Ссылаясь на положения части 3 ст. 21 Европейского соглашения, которым дополняется Конвенция о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы выехали на обозначенный пешеходный переход, а в тех же нерегулируемых пешеходных переходах не должен выходить на проезжую часть без оценки расстояния до встречных автомобилей и их скорости.
На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, не сбавила скорость, несмотря на встречный автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования пункта 4.5 ПДД. Кроме того, суд отметил, что водителю не следует прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28.05.2020 по делу № 12-68/2020).
8. Суд рассмотрел видеозапись и установил, что в момент, когда водитель переходил пешеходный переход, пешеход находился на значительном расстоянии от своей машины. Совершенный маневр не помешал пешеходу, который продолжал движение, не меняя направления и скорости. Доказательств обратного в деле не было, пешехода не допрашивали. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Московского районного суда Казани от 25.05.2020 по делу № 12-282/2020).
9. При просмотре видеозаписи суд установил, что лицо переходило улицу в районе нерегулируемого пешеходного перехода. Он подъехал к проезжей части и был вынужден остановиться, так как водитель приближавшегося к перекрестку автомобиля не дал ему фору в пробке.
Суд отметил, что водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу обязан отдавать приоритет пешеходам, переходящим дорогу, включающую в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, то есть и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, а для кого встречная машина создает препятствие. Водитель привлечен к ответственности (Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 25.05.2020 по делу № 12-7/2020).
10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу препятствовали и заставили изменить направление движения или скорость. Суд отметил, что ни в решении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому водитель должен был уступить дорогу. Свидетельские показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении водитель объяснил, что пешеход не выходил на пешеходный переход. Других доказательств не было. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Свердловского районного суда Иркутска от 25.05.2020 по делу № 12-243/2020).

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершенного им преступления должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД, такие доказательства должны включать видеозапись и объяснения пешехода.

Оцените статью
Блог о юридической помощи