- Классный руководитель. Кто это такой?
- Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления
- Обязанности классного руководителя
- Права классного руководителя
- Классный руководитель не вправе
- О рабочем графике классного руководителя
- Образец должностной инструкции классного руководителя
- Общие положения
- Функции
- Должностные обязанности
- Права классного руководителя
- Ответственности
- Взаимоотношения. Связи по должности
- Объяснение инструкции
- Что должен будет делать классный руководитель
- Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда
Классный руководитель. Кто это такой?
Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в сфере образования определяются «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2000 № 751). А кто такой «классный руководитель» четко указано в Письме Минобразования РФ от 21 июня 2001 г. № 480/30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в учреждениях общего воспитание»: общество и ребенок в сфере накопленной человечеством культуры, организация системы отношений через различные виды воспитательной деятельности коллектива класса; создавать условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения самобытности и раскрытия своих потенциальных способностей, защиты интересов детей. Следовательно, именно классный руководитель защищает интересы ученика, являясь непосредственным «транслятором» культуры общества ребенку.
Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления
- Знайте имя, фамилию, адрес, номер телефона (предпочтительно) каждого ребенка в вашем классе, а также имя родителей (законных представителей), их номер телефона. Я также просил данные о месте работы родителей, но это, скорее всего, избыточно.
При этом из функций организации и координации реализуются следующие функции классного руководителя: -
— обеспечить связь образовательного учреждения и семьи;
-
— установить контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;
- Эти данные также необходимы для следующей функции:
-
— Документация (классный дневник, личные дела студентов).
- Знать особенности характера ребенка (по возможности). Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят ученика по-своему, в другой среде. Все мы хотим, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому скажите об этом классному руководителю.
Это может быть необходимо для:
— классная организация учебного процесса, оптимальная для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
взаимодействие с каждым учеником и классным коллективом в целом;
Для реализации коммуникативных функций:
регулирование межличностных отношений между студентами;
установить взаимодействие между учителями и учениками;
помочь учащимся в формировании коммуникативных качеств
- Знайте причину отсутствия ребенка в классе. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий несет классный руководитель. Поэтому у вас просят заявления, справки, справки и т д. На основании этих документов администрация составляет официальный приказ об отстранении ребенка от занятий. Таким образом, родитель (законный представитель) берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий. Это функция управления:
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
- Должен готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные)
проводить консультации, беседы с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- — просматривать дневники не реже одного раза в неделю (ставить оценки, вклеивать важную информацию для родителей, сообщать дату родительского собрания и т.д.). Сейчас действуют электронные повестки, и большая часть информации публикуется на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости учебного заведения, учитывайте это). Но многие родители хотели бы получать информацию на бумаге по старинке.
следить за успеваемостью каждого ученика;
- Рекомендуется знать медицинские показания и противопоказания каждого ребенка
Учитель не имеет права требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители при желании могут узнать, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса (например, проблемы со зрением). - Знать социальный статус семьи (бедная ли семья (официально), сколько детей в семье, разведены ли родители).
Эта информация собирается для деятельности социального педагога. -
помощь родителям в воспитании учащихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
Экскурсии с детьми в кино, театр и другие образовательные или развлекательные мероприятия-
организация воспитательной работы со студентами путем проведения «малых советов учителей», педагогических советов, тематических мероприятий и др;
Методические рекомендации охватывают также формы работы, которые может использовать классный руководитель для выполнения своих функций: индивидуальную (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере, в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).
Предлагается оценивать успешность работы по уровню социального развития обучающихся (общей культуры, дисциплинированности), то есть по результатам. Оценивается и сам рабочий процесс, то есть то, как классный руководитель организует воспитательную работу с учащимися, как он взаимодействует с коллективом школы и родителями.
Но некоторые вещи в документе пока не освещены, но, на мой взгляд, важны для работы — вот что нельзя делать в работе классным руководителем и немного о его графике.
Обязанности классного руководителя
Работу классного руководителя сложно назвать простой и легкой, ведь этот человек несет ответственность буквально за все, что происходит с доверенными ему детьми. Помимо наблюдения за успеваемостью, педагог должен следить за духовным воспитанием детей, их психологическим состоянием.
Одной из основных обязанностей такого педагога является построение грамотных взаимоотношений с родителями каждого ребенка. Педагог должен проводить встречи с родителями, постоянно информировать их о поведении и успеваемости их детей. В круг обязанностей также входит организация внеурочной деятельности мам и пап по нюансам психологического состояния их детей. Если речь идет о подростках из неблагополучных семей, то классный руководитель может посещать ребенка на дому, наблюдая за условиями, в которых он проживает.
Обращение в социальные службы, если ребенок подвергается насилию или принуждению на работе со стороны родителей, также входит в обязанности ответственного классного руководителя. Нередко учителю приходится посреди ночи искать детей, которые не вернулись домой в ту ночь.
Еще одна важная функция классного руководителя – воспитательная. Именно такой педагог проводит разнообразные внеклассные мероприятия с классом, занимается развитием культурных и духовных навыков. Обычно классные руководители в начале учебного года готовят достаточно обширную программу возможных внеклассных занятий с детьми. Так, педагог может посещать со своими подопечными музеи и театры, организовывать беседы на тему вредных привычек, а также различные беседы о нюансах возрастного развития школьников.
В обязанности классного руководителя также входит наблюдение за поведением, а также за прогрессом в комнатах. Таким образом, к классному руководителю пойдет другой учитель, если ученики что-то сломали или сломали. Именно классному руководителю часто приходится соглашаться на сокращение прогулов и улучшение оценок. При обнаружении учащихся, отстающих в классе, остающихся на второй год, директор может потребовать от классного руководителя объяснительную записку по этому поводу.
Права классного руководителя
Организационно-воспитательная работа классного руководителя – задача не из легких, и не все учителя могут справиться с таким разнообразием задач. Именно поэтому любой учитель имеет право отказаться от руководства классом, если он не выполняет возложенные на него обязанности. Обычно администрация школы старается давать такую ответственную работу опытным учителям, которые работают в школе не менее пары лет.
Кроме того, работа классного руководителя в классе оплачивается отдельно. Каждый учитель, приписанный к определенному классу, получает небольшую надбавку к своей зарплате. Еще одно важное право учителя – запрашивать абсолютно любую информацию о своих учениках. Классный руководитель имеет полное право интересоваться успеваемостью ребенка и условиями его жизни.
Также педагоги имеют право организовывать образовательные программы для детей, организовывать для них разнообразные творческие инициативы. Среди прав классного руководителя можно назвать и такое, которое дает возможность доводить решения всего класса до направления школы. Так, например, именно учитель может представить данные о выборах на совет класса. Также учитель имеет право входить в состав совета директоров, если речь идет об ученике, находящемся под его опекой. Часто именно классный руководитель имеет решающее слово при переводе ученика в другой класс или оставлении его на второй год. Разработка системы воспитательных наказаний для учащихся также считается правом классного руководителя.
Круг обязанностей классного руководителя действительно очень широк, и уровень его ответственности трудно как-либо измерить, но многие учителя готовы взять на себя такую ответственность. Благодаря грамотности и взвешенности их действий удается бороться с нарастающими межличностными конфликтами на корню, одновременно повышая успеваемость детей по учебным предметам.
Классный руководитель не вправе
— собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по требованию администрации школы;
— разглашать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях), так как это будет нарушением законодательства о персональных данных;
— вывести класс из школы в одиночку, если в классе более 10 человек (на каждые 10 человек требуется взрослый сопровождающий, поэтому можно пригласить родителей или других учителей). В обязательном порядке необходимо написать заявление директору школы о том, куда и когда освобождают детей, с приложением списка учащихся.
О рабочем графике классного руководителя
Если классный руководитель (да и учителя в целом) переживает, что родители звонят в любое время дня и ночи, то можно рассчитывать на свой трудовой договор. Преподавание в классе является дополнительной функцией, выполняемой в обычные рабочие часы. А так как график работы учителей по сути ненормированный, лучше всего договориться о том, в какое время родители могут звонить вам по личному вопросу (кроме экстренных случаев).
Образец должностной инструкции классного руководителя
Общие положения
Общие условия таковы:
- Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого учителя.
- Контроль за работой будет осуществлять директор по воспитательной работе.
- При исполнении своих обязанностей классный руководитель обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства Российской Федерации.
Функции
Классный руководитель несет ответственность за:
- Организация, поддержка, координация.
- Коммуникация.
- Стратегическое и аналитическое планирование.
Должностные обязанности
В обязанности классного руководителя входит :
- Составление учебных планов и системы работы в классе на каждый новый семестр и курс. Выполнение данного пункта курирует тот же директор управления водными ресурсами; За 5 дней до начала учебного периода необходимо утвердить или отклонить планы, предоставленные преподавателем.
- Ответственность за безопасность на занятиях, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
- Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, в воде, при пожаре и т д. Вести протоколы этих инструктажей.
- Мотивация учащихся к учебной деятельности и повышение активности на уроках.
- Индивидуальная помощь учащимся на занятиях, выявление и устранение причин неуспеваемости.
- Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
- Содействие в организации и обеспечении посещения кружков, различных секций и других форм дополнительного образования, вовлечение в этот процесс обучающихся.
- Создайте приятную и комфортную обстановку для ребенка на занятиях, в которой он сможет разнообразить свою деятельность.
- Пропаганда здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивно-оздоровительного комплекса.
- Гарантировать социальную защиту детей; активная работа с родителями и семьями.
- Создать психологически комфортную обстановку на уроке.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся, помощь в решении проблем, связанных с общением на уроке.
- Выявление личностных качеств каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитие.
- Проведение мероприятий по определению текущего состояния коллектива класса, создание стратегии его дальнейшего развития.
- Контроль за ведением дневников учащихся; своевременная маркировка, ведение необходимой документации и отчетов.
- Предоставлять директору в конце каждой четверти письменные отчеты о проделанной работе.
- Присутствие в советах учителей.
- Посещайте общешкольные мероприятия со своим классом.
- Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
- Работа по графику, утвержденному основной школой.
- Организация систематических поворотов учащимися класса.
- Обязательное соблюдение морально-этических норм, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и за ее пределами.
Права классного руководителя
При работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому очень важно, чтобы педагог как классный руководитель знал свои права:
- Запросить информацию о здоровье учащихся.
- Отслеживайте успеваемость и посещаемость учащихся напрямую.
- Координировать работу учителей-предметников, которые руководят этим классом.
- Проводить воспитательную работу через различные виды деятельности на уроке.
- Вносить классные предложения на рассмотрение администрации.
- Позвоните родителям или законным представителям ребенка в школу.
- Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только по предварительному согласованию с администрацией образовательного учреждения.
- Разработать график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
- Выполнение научной и экспериментальной работы.
- Подать документы на надбавки и другие формы материального поощрения.
- Участвовать в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах, как совместно со студентами, так и самостоятельно.
- Требовать от руководства школы определенной материально-технической базы образовательного процесса.
- Повышайте свои оценки любым возможным способом; обратиться к администрации за необходимой помощью для успешного профессионального развития.
Ответственности
В процессе обучения классный руководитель несет ответственность за:
- Соблюдение норм безопасности образовательного процесса; сохранения жизни и здоровья его участников, а также за соблюдением прав обучающихся.
- За непрофессиональное выполнение или несоблюдение всех функций, возложенных на должность, и требований трудового договора, правил и положений школы, локальных приказов администрации.
- За ненадлежащее выполнение норм безопасности и борьбу с террористическими угрозами.
- По нормам воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
- За доказанный ущерб как школе, так и ученикам, который связан с несоблюдением или непрофессиональным исполнением своих обязанностей.
Взаимоотношения. Связи по должности
Мастер класса:
- Работать ненормированный рабочий день по графику, основанному на расчете не менее 5 часов в неделю и утвержденному директором школы.
- Планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (воспитательная работа). План работы представляется на утверждение директору школы не позднее 5 дней после начала планового периода.
- Представляет помощнику директора (по воспитательной работе) письменный отчет о своей деятельности в объеме не более двух машинописных страниц в течение 10 дней после окончания каждого учебного модуля.
- Получать информацию нормативно-правового, организационно-методического характера от директора школы и непосредственного начальника, принимать к сведению соответствующие документы под расписку.
- Систематически обменивается информацией по темам своей компетенции с учителями и заместителями директора школы.
- Информацию, полученную на совещаниях и семинарах, передавать своему непосредственному руководителю сразу после получения.
Объяснение инструкции
Мы будем анализировать написание в порядке, указанном выше. В принципе функции классного руководителя полностью описываются его обязанностями, но для полного понимания разберем подробно каждую из них:
- Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьями, каждым отдельным учеником в классе; стимулирование и мотивация к учебной деятельности, школьной и внеурочной деятельности; ведение документации и отчетов.
- Коммуникация: создание благоприятной обстановки в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у учащихся.
- Планирование и анализ: выявить особенности учащихся и определить направления развития коллектива класса.
Если сократить и популярно разъяснить положения об обязанностях учителя, то можно получить примерно следующее:
- в своей работе классный руководитель должен просто относиться к детям как к людям, не нарушать их личных границ, уважать их достоинство и честь;
- основной целью установления лидерства над классом является их встреча и координация, что достигается посредством классных занятий, воспитательных бесед, индивидуальной помощи отстающим (на среднем и высшем уровнях, во взаимодействии с учителем-предметником);
- всю ответственность за безопасность в классе, за своевременную подготовку и представление документации, за информирование администрации несет руководитель;
- классрук сильно отличается от обычного учителя участием в жизни класса, проведением мероприятий и различных кружков, так как от этого напрямую зависит финансовая составляющая должности.
Важно иметь в виду! Часто в школах, где не хватает учителей для руководства классом, директорам грозит увольнение или штрафы за такие отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства в случае поступления такого предложения, но также вправе самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.
Что должен будет делать классный руководитель
Конкретно говоря, на практике, как правило, под мероприятиями будут подразумеваться походы в театры и театры, посещение близлежащих музеев и библиотек. Как правило, классные руководители хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (можно даже посвятить этому целый классный час, что, очевидно, будет одобрено администрацией). В целях оказания помощи малообеспеченным детям классный руководитель должен знать о наличии учащихся из многодетных семей для обеспечения их бесплатным питанием в школе.
Кроме того, по мнению администрации, классный руководитель должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если некоторые учащиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая может испортить ребенку жизнь в будущем, поэтому перед таким решением необходимо провести разовую беседу с ребенком и его семьей. А если результата нет, только тогда обращайтесь за помощью выше.
Кружки и секции физкультуры и здоровья учителями не организуются. На практике представители этих кружков беседуют со студентами, раздают им визитки или брошюры, а задача классного руководителя состоит в том, чтобы мотивировать детей на посещение этих занятий.
Особенно важно! Классные руководители часто запрещают детям выходить из класса во время урока и просят сделать то же самое учителей-предметников, ссылаясь на соображения безопасности и ответственности за детей. Ни в коем случае этого делать нельзя, и это понятно из должностной инструкции. Это прямое нарушение прав и свобод обучающихся, которое санкционировано администрацией учебного заведения.
Руководителю важно понимать, что он несет ответственность не только за детей, но и за коллектив в классе. Если администрация сможет доказать, что ущерб причинен учителем, то они должны будут возместить ущерб.
Надеемся, что задачи, функции и обязанности классного руководителя теперь вам понятны. Как оказалось, это чрезвычайно ответственная должность, назначение которой, к сожалению, не покрывает всех усилий прикладного мастера по выполнению своих обязанностей на этой должности
Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда
Далее обратимся к документу, определяющему, кто и зачем должен проводить экспертизу условий проживания семей обучающихся в образовательных организациях: Приказ Минобрнауки России (Минобрнауки России) от сентябрьского 14. 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).
Порядок проведения обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних граждан и их семей приведен в приложении № 2. Согласно пункту 2 целью обследования является выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии попечения родителей о несовершеннолетнем гражданине А в пункте 3 описаны организации, обязанные проводить такую экспертизу: «Экспертизу проводит орган опеки и попечительства или организация образования, медицинская организация, организация, оказывающая социальные услуги, или иная организация, в том числе организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которые в установленном порядкеполучил полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, которым необходимо установить над ними опеку или попечительство».
Таким образом, совершенно очевидно, что образовательная организация (в нашем случае в лице классного руководителя) имеет полное право проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий по опеке и попечительству в предписанным образом. Другие варианты не имеют юридической силы.
Кроме того, организации не могут проводить опрос об условиях проживания обучающихся по собственному желанию. Согласно пункту 4 «Основой для проведения освидетельствования являются устные и письменные обращения юридических и физических лиц, поступившие в орган опеки и попечительства или в организацию по фактическому местонахождению детей, которые содержат сведения о детях, указанных в п п. 2 настоящего порядка.» Следовательно, с точки зрения закона, при отсутствии ресурсов и проверок их быть не должно.
Поэтому для проведения обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия органов опеки и попечительства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (в редакции от 21 декабря 2018 г.) «О некоторых вопросах опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий по опеке и попечительству» органов в отношении несовершеннолетних граждан организациями образования, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пунктом 2 предусмотрено, что «При отсутствии или недостаточности организационно-штатных, технических и иных возможности, организации могут осуществлять следующие полномочия по опеке и попечительству:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в том числе обследование жилищно-бытовых условий указанных несовершеннолетних граждан и членов их семей;…»
То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.
Следующий абзац (п. 3) Постановления Правительства РФ отвечает, пожалуй, на самый популярный вопрос сотрудников: «Все эти визиты будут оплачиваться отдельно?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства».
Подведем итоги. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанных проблем, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи обучающихся. С юридической точки зрения такие «посещения» являются добровольными со стороны классного руководителя и, разумеется, отдельно не оплачиваются.
Также, даже при авторитете и правильном обращении, классный руководитель должен ставить оценку отдельному ученику, а не всему классу. Кроме того, стоит упомянуть, что без соответствующих документов семьи учащихся имеют право отказать в приеме работника школы в свой дом — «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) Глава 2 , статья 25: «Дом неприкосновенен. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом, или на основании решения суда».