- Кто такой школьный социальный педагог
- Деятельность социального педагога в школе
- Функции социального педагога
- За что отвечают социальные педагоги
- Для родителей
- Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
- В чем суть работы
- Особенности работы
- Условия работы
- Требования к образованию
- Зарплата
- Ведущие профессиональные ценности социального педагога
- Принципы профессиональной деятельности социального педагога
- Кому подходит данная профессия
- Сложности профессии социального педагога
- Плюсы и минусы работы социальным педагогом
- Должностная инструкция социального педагога школы
- Обязанности социального педагога в школе
- Документация социального педагога школы
- 1 группа. Нормативно-правовые документы
- 2 группа. Планирование работы
- 3 группа. Материалы основной деятельности
- Образец должностной инструкции социального педагога
- 1. Общее положение
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Назначение должностной инструкции
- Правила и особенности инструкции
- Особенности и правила составления инструкции
- Главная часть
- Вторая часть
- Третья часть
- Завершающая часть
Кто такой школьный социальный педагог
Этот вопрос остается тайной для многих родителей. Итак, кто такой социальный педагог? Попробуем ответить на него.
Социальный педагог – лицо в школе, организующее взаимодействие и объединяющее усилия школы, семьи, общества для всесторонней поддержки и помощи в развитии и воспитании детей.
Деятельность социального педагога в школе
Деятельность школьного социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов общественно полезной деятельности. Кроме того, деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и руководство действиями родителей и педагогов во избежание негативного влияния на развитие личности трудных детей и, при необходимости, помогает осуществлять правовую защиту. Общение с трудными детьми требует особого такта и профессионализма со стороны педагога.
Социальный педагог занимается своей воспитательной деятельностью не на уроках, как учитель-предметник, а в школьных кружках, секциях, кружках, разновозрастных коллективах. Только внеклассная среда дает возможность ближе познакомиться с поведенческими особенностями детей (в частности, с девиантным поведением или странным детским поведением). Таким образом, педагог выявляет учащихся, испытывающих трудности в адаптации к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, описывает меры и способы помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений среди подростков достаточно распространены, социальный педагог должен осуществлять свою деятельность в школе.
Функции социального педагога
В функции социального педагога в школе входит взаимодействие с:
- дети «группы риска»;
- отцы;
- правоохранительные органы;
- социально неблагополучные семьи студентов;
- педагогический коллектив.
Роль социального педагога также заключается в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Обеспечивает посещение ими занятий, контролирует соответствие условий труда установленным законодательством нормам (в частности, в части оплаты труда). Социальный педагог контролирует выплату пособий и реализацию других социальных льгот за счет многодетности (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).
В задачу указанного педагога входит проведение исследовательской работы, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к преступности, детей с проблемами здоровья. Вы должны организовывать различные благотворительные акции с участием детей-сирот и детей-инвалидов.
Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях очень полезной будет помощь школы и социального педагога, в частности, по ознакомлению детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на образование, так и на работу. К таким гарантиям относятся: обеспечение заработной платы не ниже установленного законом прожиточного минимума, право на бесплатное образование и медицинское обслуживание и другие.
За что отвечают социальные педагоги
Они отвечают:
- за психологический комфорт и нравственно здоровые отношения внутри школы;
- осуществлять мероприятия по воспитанию и развитию детей, защите их прав;
- за своевременное выявление психологических проблем у школьников, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и своевременную помощь в их решении;
- для посредничества между учащимися и их родителями, семьями, учителями, представителями различных социальных служб и административных организаций;
- предоставление социальных гарантий (патронат, жилье, трудоустройство, предоставление льгот, пенсий) обучающимся, осиротевшим и лишенным родительской опеки);
- по охране жизни и здоровья обучающихся в период обучения.
В должностной инструкции ответственность указана следующим образом:
В целом описание работы очень объемное. После ее изучения разговоры о том, зачем вообще нужен социальный педагог в школе, прекратятся сами собой. Но будет чувство глубокого уважения к людям, отважившимся посвятить себя такому непростому делу.
Для родителей
Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети, и родители у этих детей тоже разные. На занятиях часто происходят конфликты, драки, драки, стычки между детьми и между родителями. Раньше всеми такими проблемами занимался классный руководитель, а иногда привлекались директора или даже директор. Сейчас система немного изменилась, хотя и сохранила основные моменты.
Социальный педагог – это человек, который выполняет функцию классного руководителя для всей школы, но с уклоном в сторону разбора нарушений Устава школы или недостатков. Как правило, социальный педагог работает с отдельными детьми «группы риска» и их родителями, но занимается и единичными случаями, достаточно серьезными.
Можно выделить несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает работать с семьей и ребенком:
- Систематические прогулы и опоздания;
- Небольшой прогресс;
- Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
- Совершение преступления и ссылка на КДН (комиссию по делам несовершеннолетних);
- Причинение телесных повреждений, драка, причинение вреда здоровью других детей;
- Употребление алкоголя, наркотиков, курение (в т.ч вейпинг и жевание табака);
- Пренебрежительное отношение родителей или жестокое обращение с детьми;
- Конфликты между детьми и т.д.
Любое из этих нарушений означает, что к анализу ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, в которой фиксируются проступки студентов и проделанная работа в каждом случае. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, который требует подписи всех присутствующих при беседе, также в арсенале имеется протокол беседы с детьми.
Если вас пригласил в школу социальный работник, не беспокойтесь слишком сильно и приходите в школу с юристом. Это обычная беседа, где вам расскажут о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о других способах решения этой проблемы, дадут рекомендации. Вы можете отказаться следовать рекомендациям, но вы должны понимать, что будете нести ответственность за все последствия своего решения и действий вашего ребенка.
Если беседы с родителями и детьми ни к чему не приводят, социальный педагог организует Профилактический совет, на который приглашаются родители и учащиеся, совершившие тот или иной проступок. В этом совете принимает участие вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. По результатам обсуждения учащийся может быть поставлен на внутришкольный контроль (ВСК).
Если ребенок зачислен в ВСК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, директора, специалисты из других организаций, но положительной динамики нет и ребенок продолжает совершать проступки и проступки, то школа (в лице социального педагога) может написать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении проблемы в полицию, КДН, органы опеки и др организации, информируя о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полиции, постановки семьи на учет в различных организациях и т.д. (в зависимости от ситуации).
Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
Куда пойти работать психологом без опыта? Школьный социальный работник!
Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все равно не то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога почти противоположен. Даже если привести самый грубый пример, сразу все станет ясно.
Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то сделал, а в некоторых случаях осознает эту ответственность (например, зачисление в ВСК). Но найти психологические моменты на работе можно, ведь не каждый может найти нужные рычаги для родителей, грамотно объяснить им ситуацию или найти причину поведения ребенка, дать ему правильные рекомендации.
Так что если у вас совсем нет опыта, работа социальным педагогом поможет многое переосмыслить и понять. Вы будете тесно сотрудничать со школьным психологом, часто общаться с родителями, искать способы наладить контакт с детьми. В любом случае он будет полезен вам как психологу.
В чем суть работы
В общем, вам придется потрясти пальцем и сказать, что их теперь ждет. Хотя социальный педагог (по идее) должен много общаться с детьми, знать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работе с документами и разговорах с детьми о своих проступках.
Тебе придется:
- сотрудничают с государственными организациями: органами опеки, милицией, прокуратурой, КДН, различными социально-психологическими центрами;
- организовать профилактические занятия (самостоятельные лекции и занятия или с привлечением других специалистов);
- организовать профилактический совет и реализовать индивидуальные планы профилактической работы с детьми в ДОК;
- участвовать в родительских собраниях и различных собраниях/ассоциациях;
- запрос родителей, детей, составной пед;
- принимаю жалобы от родителей, детей, пед состава и «расследую» дело;
- делать много документации по занятиям (т.е спрашивать у классных руководителей различную информацию и не факт, что они ее вам приносят) и отвечать на запросы других организаций и многое другое.
Особенности работы
На самом деле 18 часов рабочего времени следует отводить на изучение документации, нормативных правовых актов, которых много, заполнение бумаг и отчетов, которых тоже немало, то есть на методическую работу. А остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни все обстоит иначе.
Нагрузка у социального педагога просто безумная, очень часто он даже выполняет работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, никто вам за это платить не будет.
Поэтому все, что педагогу удается сделать социальным, это анализ ежедневных «полетов» с детьми и обзвон родителей по каждому поводу, заполнение (почти ежедневных) бумаг и отчетов, организация профилактических лекций и занятий. А на все остальное времени совсем не хватает.
Это трудная и несколько неблагодарная работа. Вы сразу же оказываетесь в эпицентре негатива и агрессии. Они не придут к вам с хорошими новостями, а придут жаловаться, хамить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок начнет драться). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, ведь каждый из них убежден, что именно школа должна воспитывать их ребенка, что именно школа виновата в происходящем. Особенно тяжело сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.
В этой работе отсутствуют квалификационные или качественные показатели (например, у учителей есть успеваемость). Всю вашу профилактическую работу со студентами невозможно оценить, вы можете только говорить, а человек сам решает, как поступить. Ничего плохого не сделал — ребенок поступил хорошо, что-то не так сделал — виновата школа (в том числе и вы). И поверьте, любая организация или любой аудит вам это скажет или разъяснит другим способом. Во всех случаях, от летней травмы до суицида, виновата будет только школа, и со всем этим придется разбираться вам.
Но не бойтесь. Вам может понравиться эта работа. Я знаю социальных педагогов, которые этим увлечены, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Что бы ни говорили, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.
Условия работы
Социальный педагог работает в отдельном кабинете, и чаще всего его кабинет находится на некотором удалении от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.
Социальный педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормальный рабочий день, продолжительность которого согласовывается с директором. Например, можно составить график таким образом, чтобы было 4 рабочих дня по 8 часов и он сократился на 1 рабочий день. В графиках обязательно отражаются часы посещения родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но все должны понимать, что прием родителей происходит практически ежедневно в любое время.
Стоит отметить, что профессия социального педагога в школе не имеет карьерного характера, формально она принадлежит администрации школы. По общему правилу, вы будете «сидеть» на этом месте, если только не захотите кардинально сменить работу. Зато есть приятный бонус в виде отпуска почти на два месяца.
Требования к образованию
Социальный педагог должен иметь официальный документ, подтверждающий, что он может преподавать в школе. Чаще всего на эту должность нанимают учителей, которые получают дополнительную «кору» в образовании, чтобы иметь возможность работать в этом направлении. Но возможны и другие варианты.
Например, вы дипломированный психолог. Чтобы устроиться на работу социальным педагогом, вам необходимо переквалифицироваться на специальность «Социальный педагог», то есть пройти курсы, после которых у вас будет документ. Кроме того, вас попросят предоставить документ о педагогическом образовании, если в вашем дипломе это не указано, то есть вам придется пройти еще курсы.
Зарплата
Социальный педагог – это прежде всего педагог, то есть он имеет педагогическое образование (имеет право преподавать в школе, а не в вузе). Поэтому очень часто человек, занимающий должность «социальный педагог», работает в школе и на другой должности, например, учителем.
Хотя бы потому, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в эту сферу (без опыта работы), то ваша зарплата будет около 15-17 тысяч рублей. Ставка социального педагога может повышаться, это связано с образованием (при наличии степени магистра), опытом работы в данной сфере и квалификацией. Некоторые учебные заведения позволяют вам выполнять дополнительную работу, например, внеклассные мероприятия. Молодые специалисты в течение нескольких лет при определенных условиях могут получать льготы (1000-3500 руб).
Ведущие профессиональные ценности социального педагога
- Жизнь человека и гармония его взаимоотношений с окружающей средой;
- Совесть, честь, достоинство ребенка и взрослого;
- Толерантность и социальная справедливость;
- Креативность и социальная инициатива;
- Профессионализм, образование и общая культура;
- Высокая оперативность и ответственность;
- Активная личная позиция и организованность;
- Компетентность и способность к самосовершенствованию.
Принципы профессиональной деятельности социального педагога
- Приоритет интересов ребенка на всех уровнях социальной политики;
- Благополучие ребенка является главным критерием при принятии решений;
- Вера в жизненные силы и возможности;
- Конфиденциальность в отношениях с ребенком и его семьей;
- Отклик на просьбу о помощи независимо от образа жизни, национальности, возраста и состояния здоровья ребенка, социального и экономического положения семьи;
- Забота как соучастие — сочувствие, осведомленность и помощь ребенку в его самостоятельном решении жизненной проблемы;
- Способствовать развитию гуманных и демократических отношений между субъектами общественной жизни и образовательного процесса;
- Разделение ответственности за решение с обществом, государством и конкретными лицами;
- Пределы компетенции определяются на основании должностной инструкции с учетом реальных условий;
- Осознание благородной миссии не позволяет социальному педагогу совершать компрометирующие профессию поступки;
- Оказание социальной поддержки лицам, принимающим ребенка в соответствии с их личными и профессиональными способностями, квалификацией и образованием;
- Уважение и доверие к сверстникам, к социальным партнерам, как вклад в оптимальное решение проблемы в жизненной ситуации ребенка и его семьи;
- Постоянное самоопределение, самообразование, самосовершенствование, стремление к положительному результату.
Кому подходит данная профессия
Для выполнения обязанностей социального педагога требуется соответствие определенным критериям. Среди основных требований:
-
желание помочь детям;
-
терпение при работе с трудными детьми;
-
умение найти подход к каждому ребенку;
-
наблюдательность, умение анализировать поведение детей, искать объяснение/причину проблемы;
-
коммуникабельность, стрессоустойчивость, решительность;
-
трогать;
-
организационные навыки;
-
ответственность.
Работа социального педагога сложна, она требует желания бороться за счастье каждого ребенка.
Сложности профессии социального педагога
Работа социального педагога сложна, требует больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, но найти свободную вакансию сложно из-за большого количества специалистов в этой области. Данная специальность не предполагает профессионального роста.
Социальный педагог – непростая, но востребованная профессия, требующая терпения и самоотверженности со стороны работника. Для работы в этой сфере необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям с проблемами поведения, проведение социально-педагогической работы по адаптации учащихся, преодоление психологического барьера и др с детьми, их родителей, учителей, представителей полиции, органов опеки и др., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.
Плюсы и минусы работы социальным педагогом
Работа социального работника имеет свои плюсы и минусы. Положительные стороны включают в себя:
-
уважаемая и желанная профессия;
-
возможность помочь детям.
Минусы включают в себя:
-
тяжелая работа, требующая моральных и физических затрат;
-
ненормированный рабочий график;
-
малооплачиваемая должность.
Должностная инструкция социального педагога школы
В обязанности социального педагога входит безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому в должностной инструкции социального педагога так много внимания уделяется контактам с коллегами-педагогами, родителями, должностными лицами, представителями детских и молодежных организаций и др.
Должностная инструкция социального педагога
ОДОБРИТЬ
Главный управляющий
Фамилия И.О.________________
«________»_____________ ____Г.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным мастером, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. В период отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо, назначаемое приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образование с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов в области образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общая и социальная педагогика;
— педагогическая, социальная, возрастная и детская психология;
— социально-педагогические и диагностические методы.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательные акты Российской Федерации;
— Учредительный акт учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, иные нормативные акты учреждения;
— приказы и распоряжения руководства;
2. Функции социального педагога
Социальный работник выполняет следующие функции:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, обучению, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (студентов, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности студентов (школьников, детей) и их микроокружение, условия жизни.
23. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (студентов, детей) и своевременно оказывает им помощь и социальную поддержку.
2.4. Он выступает посредником между личностью обучающихся (студентов, детей) и учебным заведением, семьей, окружением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Он определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, пути решения личностных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (студентов, детей).
2.6. Организует различные виды общественно значимой деятельности обучающихся (студентов, детей) и взрослых, деятельность, направленную на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Способствует созданию среды психологического комфорта и личной безопасности обучающихся (студентов, детей), обеспечивает защиту их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет трудоустройство, шефство, обеспечение жильем, пособиями, пенсиями, оформление сберегательных вкладов, использование ценностей обучающихся (студентов, детей) среди детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, службами занятости семьи и молодежи, благотворительными организациями и т д для оказания помощи учащимся (ученикам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением, а также попал в экстремальную ситуацию.
2.10. Оказывает социально-педагогическую помощь, консультируя родителей, педагогов, сотрудников других учреждений.
3. Должностные обязанности
Социальный работник выполняет следующие функции:
3.1. Он выступает посредником между учащимися (студентами, детьми) и учреждением, организацией, семьей, окружением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. В нем определены задачи, способы, методы социально-педагогической работы со студентами (школьниками, детьми), способы решения личностных и социальных проблем с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных, а также цифровых образовательных ресурсов.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды общественно значимой деятельности обучающихся (студентов, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Она способствует установлению человеческих и нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Способствует созданию среды психологического комфорта и личной безопасности обучающихся (студентов, детей), обеспечивает защиту их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразную деятельность учащихся (студентов, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие у них мотивации к соответствующей деятельности, познавательных интересов, навыков, используя в своей деятельности компьютерную технику, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе научной. Обсуждать со школьниками (школьниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в выполнении работ по трудоустройству, шефству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, сберегательными вкладами, использованием ценностей обучающихся (воспитанников, детей) из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, службами занятости семьи и молодежи, благотворительными организациями и т д для оказания помощи учащимся (ученикам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением, а также попал в экстремальную ситуацию.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической помощи и консультирования родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников), детей).
3.12. Анализируются личностные проблемы студентов с целью оказания им своевременной помощи и социальной поддержки, перспективные возможности образовательных учреждений в реализации проектов по адаптации студентов в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышайте свою профессиональную квалификацию.
3.14. Он самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный семестр под руководством заместителя директора по социальным вопросам и защите детей. Представить план работы на утверждение директору образовательного учреждения не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала планового периода.
3.15. Предоставлять письменный отчет о своей деятельности своему непосредственному руководителю в течение 10 дней после окончания каждой учебной четверти.
3.16. Прохождение периодического медицинского осмотра (1 раз в год.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (студентов, детей) в процессе образовательного процесса.
3.18. Соответствует правилам охраны труда и пожарной безопасности.
4. Права социального педагога
Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать коммерческие отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правоохранительными органами, социальной защиты, детско-юношескими организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами государственной власти и местного самоуправления, СМИ общение в целях социально-педагогической помощи обучающимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. В вопросах своей компетенции вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; отзывы о деятельности сотрудников учреждения; варианты устранения недостатков в деятельности учреждения.
4.3. Отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения преподавателям и учащимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для исполнения должностных обязанностей.
4.5. Принимайте решения в пределах своей компетенции.
5. Ответственность социального педагога
Социальный педагог несет ответственность:
5.1. В связи с несоблюдением и/или несвоевременным, халатным исполнением своих обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и пожарной безопасности.
6 Отношения. Позиционные отношения.
Социальный педагог:
6.1. Работает ненормированный рабочий день по графику, основанному на 36-часовой рабочей неделе .
6.2. Планируйте свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
6.3. Получать информацию нормативного характера от директора школы и заместителя директора по воспитательным задачам.
6.4. Систематически обменивается информацией по темам своей компетенции с учителями и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях при реализации проектов и программ по социальной адаптации учащихся.
6.6. Информировать администрацию о возникших трудностях и проблемах.
Обязанности социального педагога в школе
В обязанности работника на вакантом месте «Социальный работник» входит следующее:
- создать нормальные дружеские отношения между членами классного коллектива;
- гуманизация отношений между детьми;
- способствовать более полной реализации потенциала всех обучающихся;
- меры по защите прав каждого обучающегося;
- проводить развлекательные мероприятия по всей школе, привлекая детей к общественно полезному труду;
- поддерживать связь с семьями школьников;
- выявление случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
- выполняют посреднические функции, связывающие ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовной, физической и психической составляющих ребенка;
- устанавливать дружеские и толерантные отношения между людьми и окружающей средой;
- способствовать эффективному взаимодействию организаций и учреждений, занимающихся вопросами социального воспитания.
Задача социального педагога, объединяя свои усилия с семьей, заключается в организации внеучебного досуга учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовой коллектив, туристические и местные команды, и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом по вопросам воспитания трудных детей, выстраивания отношений с неблагополучными семьями. Она является связующим звеном между школой и обществом, в частности изучает социальную микросреду. В обязанности социального педагога входит регулярное информирование учителей школы о состоянии психологического климата в разных группах класса, о психологических особенностях трудных учащихся и рекомендации методов помощи таким учащимся.Функции социального педагога заключаются в разработке и разработке планов, по которым организуется социальная работа в школе.
Социальному педагогу необходимо уделять особое внимание учащимся, исключенным из школы. Это должно помочь им определиться с другим учебным заведением и стать полноправным членом новой классной команды.
Документация социального педагога школы
Помимо работы по этим направлениям, в функции социального педагога входит ремонтно-документальная работа, которую можно разделить на три группы:
- Нормативно-правовые документы.
- Планирование работы.
- Материалы об основной деятельности.
1 группа. Нормативно-правовые документы
Это те документы, которыми социальный педагог в основном руководствуется в своей работе. Эти документы включают в себя:
- Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
- Метод работы социального педагога, заверенный директором учреждения.
- Законы Российской Федерации, необходимые в работе социального педагога.
- приказы, инструкции, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
- приказы директора образовательного учреждения, регулирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении лица, ответственного за профилактику социального сиротства», «О создании и работе Школьного профилактического совета» и т.д.)
2 группа. Планирование работы
- Анализ работы 3-х предыдущих академических курсов (аналитического и статистического).
- План работы социального педагога на учебный год, который включает в себя совместную работу с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Руководящим советом и др.).
- Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (инспекторы КДН, ПДН, участковый инспектор и др.).
- План работы на месяц, неделю.
- Рабочий цикл на неделю.
3 группа. Материалы основной деятельности
- Школьный социальный паспорт на 3 года.
- Файл записи (списки учащихся по категориям) Все списки должны содержать как можно больше информации
- многодетных семей;
- из малообеспеченных семей;
- неблагополучных семей;
- дети с ограниченными возможностями;
- дети под присмотром;
- те, кто зарегистрирован в школе в школе;
- зарегистрирован в ОДН и КДНиЗП;
- склонен к бродяжничеству, суициду;
- положить бесплатное питание по категориям.
- Индивидуальная учебная карта, подростки, обучающиеся в школе, ОДН, КДН и ЗП.
- Списки малообеспеченных семей, малообеспеченных и многодетных.
- Реабилитационные программы для всех малообеспеченных семей.
- Протоколы Совета по профилактике. Протоколы Совета по предупреждению обязательны в соответствии с требованиями к оформлению протоколов, то есть с указанием порядкового номера заседания, состава сидящих лиц, приглашенных в Совет, указывается повестка дня заседания, которая следует начинать с анализа реализации ранее принятых решений. При рассмотрении личных дел обучающихся указывается, кто из родителей или лиц, их заменивших, был приглашен, какое решение принято, а также кто несет ответственность за выполнение решения Совета по предупреждению и сроки выполнения этого решение.
- Протокол проведенных обысков, акты осмотра жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата обыска, состав участников обыска, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах обыска) обыск (возможно ли посещение родителей или лиц, их заменяющих или нет) Все данные фиксируются в личных делах учащихся: кто был дома, какая работа была выполнена (разговор, предупреждение или протокол, ситуация со студенческими изменениями, в семье и т.д.)
- Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
- Материалы по летнему трудоустройству учащихся, нуждающихся в социальной помощи (детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой), учащихся из «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на учете в школе).
- Анализ успеваемости, посещаемости студентов «группы риска» по четвертям и по учебным годам.
- Информация о преступлениях и проступках, совершенных студентами. Статистический отчет: цифровые данные МВД о количестве дел о преступлениях, о дате совершения преступления, о совершении впервые или повторно преступления или преступления, о том, было ли оно зарегистрировано в школе или в ОДН по адресу время совершения преступления или отсутствия, семейная категория, чем занимается ученик во внеурочное время.
- Материалы по летнему трудоустройству студентов, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой), студентов из «группы риска».
- Материалы для выступлений на педагогических собраниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и др
- Запись о проделанной работе: записи бесед, рейдов, консультаций, выступлений по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педсоветах, методических объединениях и т.п. Учет звонков от родителей, учителей, учеников и решение их проблем. Журнал консультаций с указанием предмета консультации, для кого она проводилась.
- Дневник посещения уроков, его анализ.
- Учет мер социальной защиты детей из социально неблагополучных семей. Учет посещаемости.
- Проекты или программы по некоторым наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
- Методические материалы для классных руководителей, родителей, педагогов по решению проблем социальной жизни ребенка и разрешению конфликтов в межличностных отношениях.
- Информационные страницы на сайте спортзала о проделанной работе.
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что, анализируя разные стороны жизни ребенка (положение в семье, успеваемость, работа во внеурочное время и др.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребенок и его семьи, у нас есть возможность поддержать ребенка, помочь ему решить различные проблемы, укрепить его веру в собственные силы и полезность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Образец должностной инструкции социального педагога
1. Общее положение
1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к педагогическому коллективу.
1. 2. Специалист подчиняется директору образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на работу и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с повышением квалификации.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень необходимых знаний:
- педагогика;
- нормативно-правовые акты Российской Федерации, непосредственно связанные с реализацией методик, программ и образования в целом;
- методы работы в области социальной педагогики;
- некоторые основы трудового и семейного права Российской Федерации, социальной политики Российской Федерации;
- основы психологии (детской, возрастной и социальной).
1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог при осуществлении деятельности:
- действующее законодательство Российской Федерации;
- приказы администрации и директора учебного заведения;
- Письмо из учебного заведения;
- Внутренние правила учреждения;
- сам текущий документ.
2. Функции
К обязательным функциям социального педагога относятся четыре основные:
2. 1. Осуществление мероприятий по обучению, воспитанию, развитию обучающегося по месту жительства и в образовательном учреждении.
2. 2. Выявление проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри студенческого коллектива, оказание социальной помощи.
2. 3. Изучение особенностей и социальных характеристик коллектива и общества студентов.
2. 4. Взаимодействие с органами социальной защиты.
3. Должностные обязанности
К обязательным стандартным действиям работника относятся:
3. 1. Реализация роли компетентного третьего лица между обучающимися и:
- образовательное учреждение;
- семья;
- администрация учебного заведения и другие административные органы;
- социальные службы.
3. 2. Обеспечение прав и свобод личности обучающихся, предусмотренных Законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами.
3. 3. Организация, разработка и проведение проектов и мероприятий, вовлекающих учащихся в полезную деятельность. Развитие студенческих идей и инициатив, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов студентами в различные инстанции. Проведение мероприятий по трудоустройству, предоставление социальных выплат, оформление вкладов и ценностей для детей-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта обучающихся в учебном коллективе и учреждении, защита здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие со службами и общественными организациями по обеспечению оказания помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам, людям с девиантным поведением. Организация оказания помощи обучающимся в ситуациях, требующих немедленного решения.
3. 7. Оказывать компетентные консультации обучающимся и их родителям (опекунам), работникам образовательного учреждения.
4. Права
В категорию прав, предоставляемых работнику, входят следующие возможности:
4. 1. В рамках бизнеса выстраивать взаимодействие и отношения с другими учебными заведениями, спортивными учреждениями, социальной и психологической помощью, социальной защитой, здравоохранением, правоохранительными органами, различными службами и организациями поддержки.
4. 2. Передать рекомендации и распоряжения работникам образовательного учреждения в пределах установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках конкурса передать заказ ученикам.
4. 3. Перечислить требования по обеспечению нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной трудовой деятельности и исполнения возложенных должностью обязанностей.
4. 4. Внести предложения по корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия со студентами, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, входящим в установленные права и компетенцию работника.
5. Ответственность
Сотрудник занимаемой им должности должен нести ответственность за:
5. 1. Импровизированное, недостаточное или неправильное выполнение функций, установленных должностью.
5. 2. Распространение и передача конфиденциальной информации третьим лицам, передача информации, недоступной для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдение правил техники безопасности, установленных дисциплинарных правил и графика работы.
Назначение должностной инструкции
Подготовка и издание данного документа необходимы для налаживания правильного взаимодействия администрации и работников образовательного учреждения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция выступает также как руководство к действию, напоминание о ролях и обязанностях, которые предстоит выполнять в период его пребывания в должности. Документ также может выступать регулятором в разрешении споров и проблем между сторонами-участниками.
Правила и особенности инструкции
Структура документа не имеет четко определенных стандартов. Как правило, он включает разделы об общем положении, обязанностях социального работника, ваших правах и обязанностях. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные инструкции. Так, в заключительной части документа может быть раздел об условиях труда, графике работы специалиста.
Действие этого документа подтверждается подписью социального педагога. Инструкция выдается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости можно сделать дополнительные копии.
Особенности и правила составления инструкции
Документ требует обязательного наличия шапки, в которой указываются наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В этом разделе также требуется подпись руководителя организации. Ниже приводится название документации и описание разделов с подзаголовками.
Главная часть
По общему правилу подпишитесь под рубрикой «Основные положения» и опишите категорию работника, занимающего должность социального педагога. Также устанавливается иерархия должностной подчиненности и требования к специалисту (уровень и вид образования, адрес, стаж работы и т д.). Дополнительно в первой части указывается нормативно-правовая документация, обязательная для ознакомления социальным педагогом, правила техники безопасности, соблюдения трудовой дисциплины, Устав образовательного учреждения и др.
Вторая часть
Он включает в себя функции социального педагога, которые являются непосредственно обязательными. Раздел «Функции» можно вынести отдельно или совместить с пунктом документа о должностных обязанностях. Многое зависит от размера разделов и деталей в вашем описании.
Третья часть
В пункте «Права» всегда указывается перечень полномочий, которыми обладает работник образовательного учреждения в пределах своей компетенции. Необходимо предоставить некоторую свободу во взаимодействии с другими учебными заведениями, организациями, работниками и администрацией. Права помогают более продуктивно выполнять обязанности социального педагога и несколько расширяют круг возможностей в его повседневной деятельности, упрощают построение взаимоотношений внутри коллектива, облегчают решение многих рабочих задач и проблем.
Завершающая часть
В раздел включены статьи, в случае нарушения которых несет ответственность социальный педагог. Главное правило, подробно изложенное в заключительной части документа, — точное выполнение данной должностной инструкции. Как правило, при несоблюдении правил раздела на работника налагаются административные санкции и штрафы.
После составления документ передается сотруднику образовательного учреждения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные курирующего социального педагога, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Инструкция вступает в силу с момента ознакомления и подписания.